Состояние сна без сновидений, подсознательные сновидения и бодрствование имеют глубокое значение, объясняемое йогами следующим способом: Обычный человек испытывает эти *
три состояния, которые , соединенные по своей Йоговская интерпретация
природе с телом и материей, совместно называ- “регулярности в еде, отдыхе,
ются иллюзорным состоянием-сна. Настоящее работе, сне”
пробужденное состояние переживается, когда йог
поднимается над всеми своими подсознательными и сознательными состояниями сна и сознателен в вечной пробужденности Бога. Ученику, согласно эзотерическому объяснению этой станзы, советуется не предаваться чрезмерному сновиденческому восприятию мирских опытов во сне иллюзии. Ему также советуется в начальной стадии не спать слишком мало (не быть слишком мало-сознательным относительно материального мира), посредством попыток все время оставаться в состоянии божественного экстаза. Новичку-йогу следует установить равновесие между божественной деятельностью и глубокой медитацией. Тот, кто сбалансированно пытается быть и человеком и богом, автоматически обнаружит, что ему доставляет одинаковую радость заниматься человеческой деятельностью и быть в состоянии глубокой медитации.
Когда новичок-йог пытается непрерывно пребывать в состоянии экстаза и не исполнять полезной внешней работы, он не в состоянии этого осуществить, и он также не преуспевает в уничтожении своей смертной кармы. Неленивый йог, и выполняющий как божественные, так и мирские обязанности, чтобы ублажить, как Бога, так и человека, сжигает свои кармические семена. Благодаря мастерству во внешних действиях, преобразуя их материальную природу божественными мыслями, этот йог достигает освобождения и навсегда уничтожает все причины страдания.
Достижание самоуправления и контроля ума.
Стих 18
Когда читта (чувство[содержание ума]*) абсолютно подчинена и спокойно установлена в Я, о йоге, таким образом лишенном привязанности ко всем желаниям, говорят как о едином с Богом.
________________________________________________________________________
* Читта нередко поясняется Йоганандой (жившем в Америке) как “чувство” (“feeling”) или “сердце”. Имеется ввиду некое содержание мысли, в противоположность концепции, или формальным правилам ее представления, выражения, или формирования. В определенном смысле это подобно спрособности чувства, когда речь идет о восприятии внешних объектов. Что-то чувствуется, но также и строится в уме как “внешний объект”. Активность восприятия внешнего объекта двойственна. Вспоминается выражение Канта: “Интуиция (“способность к чувствованию” [импиричиская и чистая]) без концепции слепа, а концепция без интуиции пуста”. Читта - это как бы умственный материал, из которого строится мышление, подразумевающее также определенные правила. Вритти отражают такую активность читты. Читта, занятая исключительно вритти Я, очевидно не занята другими вритти, что является условием йоги: Читта вритти ниродха. (Примечание переводчика).
“Подобно устойчивому свету от пламени свечи или лампады, укрытой от ветра, открывающему красоту материальных объектов вокруг, неколеблющийся свет внутренней концентрации, свободной от порывов беспокойства, открывает вечное великолепие Духа”.
Чтобы держать пламя свечи немерцающим, нужно укрыть его от любого ветерка. Аналогично, пламя, медитацией-рожденного, восприятия йога должно оставаться устойчивым, непотревоженным и непоколеблемым иллюзорно-нетер-пеливым чувством. Йог, который так охраняет пламя мира от напора сиюминутных желаний и внутренних симпатий-антипатий, восстающих из неконтролируемого безпокойства в его способности чувствования (читте), обнаруживает в том спокойном свете тайное присутствие Бога. Как мерцающий свет не может отчетливо выявить контуры близких объектов, так и духовное восприятие йога, возбужденного материальными желаниями не открывает внутри него ясное присутствие Божества.
Стихи 20-23
(20) Состояние полного спокойствия читты (чувтсва), достигнутое йоговской медитацией, в котором я (эго) воспринимает себя как Я (душу) и пребывает (фиксированно) в Я;
(21) Состояние, в котором неизмеримое блаженство, превосходящее чувство, становится известным пробужденному интуитивному сознанию, и в котором йог пребывает, никогда больше не теряя его;
(22) Состояние, обретя которое однажды, йог считает сокровищем превыше всех сокровищ – где вставши на якорь, он неподвержен даже величайшему горю;
(23)То состояние известно как йога – свободное от страдания состояние. Поэтому практикой йоги следут заниматься решительно и с твердым сердцем.
Когда, из-за практики йоги, чувство более не дрожит отвлечениями (теми порывистыми реакциями, наведенными махинациями Природы), но погружено во внутреннюю концентрацию, телесно-отождествленная псевдо-душа обнаруживает свое истинное Я и охватывается блаженством Духовно-отождествленной души. В устойчивом свете, трансцендирующего чувство, интуитивного восприятия отраженное теневое эго сначала смешивается с образом своего настоящего Я, а затем соединяется с вездесущим пламенем Духа. Внутреннее великолепие вечного Блаженства навсегда уничтожает тени страдания.
Станзы 20 и 21 описывают четыре состояния предварительного экстаза, достигаемого йогом в продвинутых стадиях йоги (в сампраджната или савикалпа самадхи), которые в свою очередь ведут к высшему самадхи (асампраджната или нирвикалпа самадхи)*, окончательному единению, упоминаемому в станзе 23, как,
_______________________________________________________________________
* См. I:15-18 для определительного описания сампраджната и асампраджната самдхи.
“свободное от страдания, состояние”.
В первом состоянии предварительного экстаза, телесно-отождествленное эго в медитации встречает свое истинное Я, душу; оно начинает вкушать благословение блаженства души и становится удовлетворенным (сосредоточенным, фиксированным) в радости той природы.
В результате этой однонаправленной концентрации, йог достигает второго состояния: “полного умиротворения чувства”. Его внимание, интеллект и чувство (оперативные в савикалпа состояниях савитарка, савичара и сананда сампраджната самдхи) стали полностью отделенными от своих чувственно-отождествленных грубых функций, и в своей тонкой природе ставятся на якорь в блаженстве души ( в сасмита состоянии чистого индивидуализированного существа). Когда внешняя деятельность способностей сознания остановлена, и познавательные инструменты повернуты внутрь, интеллект тогда берет свою познавательную способность из интуиции души. В этом сверх-чувственном состоянии, внутреннее блаженство таким образом “известно пробужденному интуитивному интеллекту”. Открывая душу, йог также начинает воспринимать внутри своего существа блаженство Вездесущего Бога. После метаморфозы физического эго в его истинное Я, душу, блаженство души расширяется и втекает в большее блаженство Духа.
В третьем состоянии йог испытывает не только прерывистый экстаз, но находит, что его космический контакт постоянно существует за его сознательностью, чтобы им можно было насладиться в любое время, когда бы он не вошел в состояние савикалпа самадхи.
Последнее состояние предварительного экстаза достигается, когда йог становится поглащенным в Космическом Блаженстве, не только в медитативном состоянии самадхи, но также когда он может принести свои божественные восприятия с собою, возвращяясь в сознательное состояние телесной активности. Он постепенно научается удерживать эти после-эффекты самадхи дольше и дольше, во время чего его не беспокоит никакое “страдание” – злые следствия Природного характера двойственности. Когда он может постоянно находиться в этом свободном от боли состоянии, о нем говорят как о овладевшем всеми четырьмя состояниями предварительного экстаза.
Он затем переходит к состоянию последующего или высочайшего экстаза (асампраджната или нирвикалпа самадхи). Он становится единым с Духом – “возведенным на престол навсегда” – чтобы никогда больше не снизойти в болезненную сферу телесного отождествления.
Даже в четвертом состоянии предварительного экстаза, полное освобождение от физической и ментальной боли невозможно, из-за того что душа осознает тело и манипулируется его способностями, лишь только йог сколько-нибудь утрачивает восприятие божественного блаженства. Высоко продвинутые йоги могут испытывать короткие периоды нирвикалпа сознания (асампраджната) даже перед полным утверждением в этом состоянии.
Ясные категорические различения не всегда возможны при определении опытов и пониманий йога, т.к. они могут быть смесью состояний или отличаться в степени, в зависимости от качества и объекта его медитации. *
Например, человек может указать на листок на картине и Нирвикалпа самадхи:
сказать, для всех практических целей он зеленый; но худож- перманентное ник бы более аккуратно описал его, как смесь желтого и погашение страдания
синего, давая более или менее первого или второго
или другого цвета. Аналогично термин йога или божественное единение применим к различным стадиям реализации, но его высшее значение есть абсолютное единение с Духом; абсолютое единение есть перманентное утверждение сознания в нирвикалпа или асампраджната самадхи. Так, для сравнения, настоящее или окончательное состояние нирвикалпа (состояние “без различения”) - это когда йог перманентно и неотъемлемо присоединен к Богу в обеих сферах сознания, медитативной и физически активной, что контрастирует с [всего лишь] преходящими опытами этого сотояния.