В человеческом теле, чистаю душа есть нейтральный свидетель всех его операций. Физическое эго – псевдо-отражение души – действует в сочетании с космической природой, Пракрити,чтобы управлять работами физического тела. Более тонко разумные астральное эго и причинное эго* (в сонастройке с душой в продвинутых учениках) действуют, соответственно, как представители более тонкой космической астральной и космической причинной Природы, чтбы управлять работами астрального и причинного тел человека.
Аналогично, Божье Кутастха Сознание (Сознание Кришны или Христа) является нейтральным свидетелем космического творения. Кутастха Сознание проявляет себя посредством Святого Духа или Аум Сознание, как Апара-Пракрити,
______________________________________________________________________
* См. ссылки на астральное и причинное эго в отношении к душе, I:8, параграфы 6-7.
физическое существо космического сновидения, направляющее космический сон физической вселенной. То же Кутастха Сознание, через Святого Духа или Аум, как Пара-Пракрити, в более тонком состоянии, направляет более тонкие астральную и причинную вселенные. Два аспекта вибраций Святого Духа таким образом суть Апара-Пракрити(Нечистая Природа) и Пара-Пракрити (Чистая Природа).
Сон видится тройственно: сновидец, его восприятие и объекты сна, сделанные из тонких элементов-сновидений земли, воды, огня, воздуха, и эфира. Сложные тройственные космические сны вселенные *
управляются сразумной Космической Матерью При- Сновиденческий характер
родой или разумным Космическим Святым Духом, вселенной и человеческого
тонким и более грубым способом. Физическая все- тела
ленная направляется внешними вибрациями Свято-
го Духа – нечистой Апара-Пракрити. Астральная и причинная вселенные направляются чистым Святым Духом – чистой Природой, или Пара-Пракрити.
Физическая вселенная целиком верна-зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию “цветная” кинокартина космического сна, творимая и поддерживаемая физическим, ментальным и раумным лучами Космического Сновидца – Природой, или разумным Святым Духом. Последний есть отражение Кутастха Христово Сознание в творении, которое в свою очередь есть отражение Бога Отца за пределами творения.
Также как одно человеческое сознание, только, может сотворить в стране сна другое сновиденческое существо и одарить его эгоизмом, умом и интеллектом, чтобы то занималось, скажем, строительством дома, так и Дух грезит, что является триединым существом: Богом Отцом за предеолами творения, Богом Христом или Кутастха Разумом творения, и разумной Космической Природой или Святым Духом, с его восемью потенциальными подразделениями, посредством которых он создает и поддерживает три объективных здания творения – причинное, астральное и физическое.
После понимания сновиденческой природы вселенной, поклоннику следует понять сновиденческую природу человеческого тела, сделанного из пяти элементов. Это тело существует в сфере эфира-сна; оно дышит воздухом-сном; его химические процессыосуществляются жаром огненных энергий[-снов]; оно состоит из “воды”-сна или крови (составляющей большую часть тела-сна) т из “земли”-сна, или так называемой твердой плоти. Это тело-сон воспринимается чувственным умом-сном и различительным интеллектом-сном, и управляется существом-сном маленькой природы, эго. Как Дух вообразил Себя Богом за пределами творения, Богом в творении, и Богом Космической Природой с космическим телом, так Бог, в качестве трансцендентной души, различительного интеллекта и физического эго, поддерживает сновидение физического тела.
Пять снов-элементов, перемешиваемых вместе составляют физическое тело-сон. Чувственно отождествляемое физическое тело и ум (координатор десяти чувств) располагаются вовне духовного глаза; интеллект же работает через внутренность духовного глаза; седалище человеческого душевного сознания протягивается от точки междубровья к центру макушки головы, в токий духовный центр Кутастха и тысячелепестковый лотос. Продвинутый йог, наполовину бодрствующий в этом космическом сне, наблюдает этоту космическую цветную кинокартину пяти элементов-снов, человеческое тело, и обозревает его функции, направляемые триединым божественным существом. Он способен видеть маленькое тело, как управляемое душой, различительным эго или интеллектом, и физическим эго.
Стих 5
Такова Моя низшая природа (Апара-Пракрити). Но пойми, О Мощновооруженный (Арджуна), что Моя отличная и высщая природа (Пара-Пракрити) есть джива, самосознание и жизненный принцип, поддерживающий тот космос.
Джива есть сознание души, отождествляемой с ее проявленным или воплощенным состоянием, самосознание или индивидуализированное существование души.
На макрокосмической шкале, Кутастха Чайтанья (Сознание Кришны или Христа) есть разум имманентного Бога во всем творении, как неизменное и чистое отражение Бога – “Душа” вселенной; а Пара-Пракрити есть то самое сознание, но содержащее в себе и выражающее себя через творческие элементы индивидуальности и разнообразия – “джива” космоса.
На микрокосмической шкале, душа в человеке есть вечно неизменный и неизменяющийся образ Бога; джива есть то же самое божественное сознание, признающее свое сущностное единство с Богом, но оперирующее, как индивидуализированное существо – различительное эго, отождествляющееся с душой.
“Джива” – как Пара-Пракрити, сонастроенная с Кутастха Сознанием Кришны-Христа внутри вселенной, и как разумное эго, сонастроенное с душою в человеке – есть творческое сознание и жизненный *
принцип во всех индивидуализированных формах, Творческое сознание и принцип
активное сознание Бога-Творца и Его индивидуали- жизни в человеке и космосе
зированного образа, души. Без этой высшей приро-
ды за грубым проявлением, физическая вселенная и тело человека не существовали бы.
Космический сон физической природы восьми аспектов или сил был объяснен в последней станзе, как оперируемый грубой природой космического физического Святого Духа (Апара-Пракрити). В этой пятой станзе Кришна открывает Арджуне, как более тонкие, превосходные, астральный и причинный миры и тела человека оживотворяются и поддерживаются, соответственно Бого-отождествленной природой космического разумного Святого Духа (Пара-Пракрити) и отождествляемого с душой разумно-различительного эго.
Как физическое эго ответственно за поддержание физического тела, так и физическая нечистая космическая природа (Апара-Пракрити) ответственна за творение и поддержание космического сна физической вселенной. Как различительное эго, отождествяемое с душой, является хранителем астрального и причинного тела человека, так и Святой Дух (Пара-Пракрити), чисто отождестволяемый с Кутастха сознанием и с Богом, есть хранитель более тонких астрального и причинного миров.
Как физическое эго заставляет тело казаться массой плоти, весящей столько-то фунтов, так и космический физический Святой Дух (Апара-Пракрити) заставляет космическую вселенную выглядеть массой грубой материи. Когда различительное эго становится единым с душой, оно воспринимает посредством своего интуитивного зрения, что тело создается из сознания и тонких жизнетронов с электронно-атомной аурой. Аналогично, йог, отождествляемый с более тонким Космическим Святым Духом (Пара-Пракрити), видит космос, не как материю, но как структуру сознания и космической жизненной энергии с электронно-атомной космической радиацией. Этот более тонкий Святой Дух, Космическая Природа,наделяет внешнюю вселенную видимостью, не грубой материи, но космической жизненности и космического света разума.
Стих 6
Пойми, что эти Мои две природы, чистая и нечистая Пракрити, суть источник всех существ. Я – Прародитель, а также и Разрушитель всего космоса.
Бог, Своей внутренней духовной Космической Природой, сотворяет причинный и астральный миры и их существа; Своей внешней физической Космической Природой, Он сотворяет физический космос и его материальных существ.
Так одно сознание Бога, через тонкую и грубую природы Его Пракрити, является творцом сновиденческого физического мира со всеми его объектами и разными обитателями. Из разумного чрева Космической Природы и Ее двойственного проявления возникают все виды добрых и злых существ – вся жизнь минералов, растений, животных, людей, и ангелов. Минералы, растения и животные суть беспомощные продукты Пракрити; но человек, наделенный разумом, начинает оказывать сопротивление иллюзорному влиянию Космической Природы.Он пытается, добродетельностью и духовностью, стать сверхчеловеком и вырваться из майевой сети космических снов назад в блаженную сферу Высочайшего Духа.
Единый Божественный разум ответственен за сотворение разумного Космического Существа двойственной природы (Матери Природы, Майи, Шакти, или Пракрити) и объективной вселенной-сновидения. Поэтому, когда бы Бог ни устранил Свою космическую иллюзию относительности и не растворил Космическую Природу в Себе, все его сны и твари объективных миров-снов тогда отступают, как невидимые мысли Великого Сновидца, Бога.
Господь воображает Космическую Природу; Он наделяет ее индивидуальностью и способностью воображать-проецировать миры. Таким образом, это единственно Бог является источником Космической Природы и вселенной космоса-сновидения. А растворением Космической Природы в Себе, Он этим может растворить вселенную космоса-сна.
Как Творец поддерживает проявленное творение
Стих 7
О Арджуна! Для Меня нет ничего высщего или запредельного. Все вещи (субъекты и объекты) связаны со Мной, подобно тому как драгоценные бусинки на нить.