Термины, употребленные Кришной (в последних двух станзах Главы VII) сбили Арджуну с толку. Он умоляет Господа просветить его относительно космических тайн.
Стих 3
Благословенный Господь ответил:
Неуничтожимый и Высочайший Дух есть Брахман. Его недиференцированное проявление (как Кутастха Чайтанья и как индивидуальная душа) называется Адхьятма. Аум (космическая вибрация или Висарга), являющаяся причиной рождения, поддержания и растворения существ и их различных природ, называется Кармой (космическим действием).
Космический Сновидец из Своего божественного разуматворит, посредством вибрации Аум, сны физического космоса и человеческих тел. Он отражает Себя в них, как вездесущее Кутастха Сознание и выражает аспекты Своей индивидуальности, как души сновидения. Космический Сновидец, чтобы продолжать Свою объективную вибраторную драму-сновидение Природы и актерскую игру всех существ сна на сцене жизни, управляет ими всеми разумным ритмическим законом кармы.
Дух неуничтожим, вечносуществующий в неизменной невибраторной сфере. Как луна способна отражаться в объектах в виде сияющего света, так и природа Духа дает Ему возможность отражаться, как Космический Разум (Кутастха Чайтанья) и как индивидуальные души, сияющие через физические тела.
Космическая вибрация (Аум) со своим законом двойственности и относительности истекает из Духа и является причиной рождения, поддержания и растворения всей материи и существ, посредством закона кармы. Этот закон действия распространяется на всякую деятельность человека и Природы.
Арджуна задал несколько вопросов в станзах 1 и 2 : (1) О Духе; (2) об Адхьятме (чистом отражении Духа, как Космический Разум и индивидуальная душа); (3) о карме (космических и индивидуальных действиях, рожденных от Аум); (4) об Адхибхуте (физическом теле и физической вселенной); (5) об Адхидайве (астральном теле и астральном космосе); (6) об Адхияджне (высочайшем творчески-сознающем Духе, и как Он присутствует в в теле и душе); и (7) о йоговских восприятиях Бога во время смерти.
В этой станзе отвечается на первые три вопроса. В четвертой станзе отвечается на (4), (5) и (6) вопросы. На (7) вопрос отвечается в пятой и шестой станзах.
Три вопроса, объясненные в этой части, относятся к Духу, душе и карме (космической вибрации Аум, выражающей себя внутренне, как медитативные и духовные действия, а внешне, как телесные и космические действия).
Трансцендентальный Высочайший Дух существует в отношении к вибраторному космосу, но также и за его пределами. Сат или Бытие; Бог Отец Христьянской Библии; Пара-Брахман Бхагавад Гиты *
и Ведантической философии; Параматман йогов; и 1.Пара-Брахман, абсолютный
Пара-Пуруша, Трансцендентальный Дух, суть раз- и всевключающий Дух
ные имена этого неизменного Высочайшего Духа,
существующего за пределами структр сна вибраторного творения.
Человек в состоянии полу-сна может сохранять сознание себя и своего отдыха без мыслей или снов. Аналогично, непроявленный Дух может оставаться вечно-существующей, вечно-новой радостью, без снов творения. В этом состоянии Дух существует без мыслей или вибраций – Его бытие, сознание и блаженство слиты в одном восприятии. Как недиференцированный Абсолют, Дух сохраняет Свое бытие, Свое сознание и Свои творения, растворенными о одном радостном восприятии Себя.
Как полу-спящий человек может воспринимать сон, так и непроявленный Дух, после сотворения Своего космического сна, сохраняет Свое сознание разделенным (тройственным).
В первом состоянии трансцендентальный бодрствующий Дух (или Высочайший Брахман) существует за пределами Своих вибраторных творений-сна, за пределами космического Аум.
Во втором состоянии Дух материализует Свой разум в вибраторную вселенную-сон. Об объективной космической структуре-сне по-разному говорится, как о Космическом Аум, Абхьяса Чайтанье или отраженном свете Кутастха сознания; как отраженном творческом разуме Бога, или Слове, разумной вибрации Святого Духа, тождественном разумной космической Пракрити, Космическом Звуке, или Космическом Свете. Есть еще и другие термины для этой объективной вселенной сна: Махататтва или великие Вибраторные Элементы; и Мать Природа, или Космическая Дева Мария, Космическая Разумная Супруга Бога. Эта космическая вибраторная сила черпает свою мощь из Кутастха Чайтаньи, чистого отражения Божьего разума в творении, и является матерью всех духовных (возвышающих), материальных (активизирующих) и злых (препятствующих) действий (трех гун) в мире.
Этот космический Аум называется висарга или “две точки двойственности”, потому что, посредством двойственного закона относительности и тройственных качеств, он производит космический сон иллюзии*.Божий свет разума, проходя через эту космическую пленку относительности, производит кинокартины космического сна. Когда эти две точки двойственности становятся одним с Богом, Космический Аум проявляет Его. Йог, прислушиваясь к космичекому звуку Аум, может видеть вовне, сон творения и все действия, происходящие отсюда; внутри он слышит этот космический звук, растворяющийся в абсолютное блаженство Брахмана.
Непроявленный Дух использует треьтью часть Своего сознания, чтобы отражать Себя, как недифференцированный разум творения (который становится дифференцированным и активным в отраженной творческой вибрации Аум – как уже отмечалось). Этот разум, сияющий на творение, называется Кутастха или Сознание Христа, “единорожденный Сын Бога”, единственное неискаженное чистое сознание Трансцендентального Бога в творении, или (Санскритский) Тат. В непроявленном состоянии этот Дух есть вечно-существующее, вечно-сознательное, вечно-новое Блаженство. Производя сон творения, Он становится Троицей. Трансцендентальный Бог, творя сон посредством Сознания Кутастха и Космический Вибраторный Разум, становится объективными снами причинного, астрального и физического миров. Этот непроявленный Дух таким образом в творческом состоянии становится тремя: Аум-Тат-Сат; Святым Духом, Сыном и Отцом; или объективным Космическим Сном.
_______________________________________________________________________
* Висарга есть символ в Санскритской гармматике, сотоящий из двух вертикальных точек (: ) и выражающийся сильным слышимым “х” придыханием. Различные грамматические символы (вроде висарга), как и все буквы в Санскритском алфавите, представляют своими звуками особую вибраторную силу. (См. I:21-22) Эти вибраторные способности звуков того алфавита сочетаются с действиями лучей жизни и сознания “лепестков” тысячелепесткового лотоса (сахасрары); говорится, что вибрация висарга имеет место на верхушке Брахмарандхры, прохода к Духу – и наоборот, прохода, по которому Дух нисходит в тело. Слово висарга происходит от ви, “деление, разделение надвое”, и сарга, “первоначальное творение; сотворение мира”. Этот грамматический символ висарга, с его двумя точками двойственности и закона кармы или деятельности, творит множество форм из Одного Духа, и растворяет снова многих в Одно.
Это отвечает на первый вопрос Арджуны о том, кто есть Пара-Брахман или трансцендентный Бог.
Кришна открывает Арджуне, что особенностью трансцендентального Бога является творить сон космической вселенной и ее тварей. Его чистое неизменное * сознание внутри сна, обеспечивающее подспудную
2. Адхьятма (душа) разумность, есть Кутастха Чайтанья, индивидуально
выражаемая, как душа.
Как сновидец во сне творит различные образы, имеющие жизнь или душу, так и Божественный Сновидец, Бог, становится многими сновиденческими телами людей и проявляется в них, в качестве их сновиденческих душ. Каждая душа, субъективно воображаемая Богом, как индивидуальность в особенном теле составляет сложного сновиденческого человека в космосе. Адхьятма означает лежащую в основании душу, адхи значит “лежащий в основании” а атма “душа”.
Поэтому вопрос Арджуны об Адхьятме получил ответ: “Адхьятма есть лежащая о основе “вселенская душа” или Кутастха Чайтанья, и и индивидуальная сновиденческая душа вложенная в тело, воображаемое Богом. Говорится, что Он любит воображать Себя, отдельными душами. Это дает Господу возможность играть с сознательными сновиденческими душами в Его космической драме.
Карма означает все космические божественные и человеческие действия, а также духовные и мирские действия человеческих существ. Эти дейстия эманируют их двух космических точек двойственности *
висарги, космической вибрации Аум . Эта разумная ко- 3. Космическая карма
смическая вибрация, Бог в виде Природы, внешне поро- или медитативные
ждает все материальные космические действия, а также действия, рожденные
духовные и мирские действия людей. Внутренне это от вибрации Аум
выражает все божественные действия, исходящие от
Бога в макрокосме Природы; и это помогает человеку овладеть той хорошей кармической деятельностью, что служит ему в понимании его собственной души и Высшего Духа.
В лишенном вибрации совершенном Боге нет действия. Деятельность или карма означает разумные вибрации сознающего себя существа. Аум или космическая разумная вибрации есть первое проявление Бога в творении. Поэтому все космические действия , истекая от разумного космического Вибраторного Существа – Аум – называются Высшей Космической Кармой. Человек есть миниатюра или микрокосмическое проявление макрокосмического Вибраторного Существа (невидимого разумного Святого Духа, или Аум, или Слова).