Самопознавший йог есть принц мира, сидящий на троне уравновешенности, направляя свое царство активности, полностью посвященный Богу сердцем и умом, жертвующий Ему плоды всех своих действий. “Такой поклонник”, - говорит Господь, - “достигнув Меня и оставаясь непрерывно единым со Мной, будет воистину Моим!”
Аум, Тат, Сат.
В Упанишаде Святой Бхагавадгиты – беседе Господа Кришны и Арджуны, писании йоги и науки самопознания – это есть девятая глава, называемая “Единение посредством Царственного Знания и Царственной Тайны”.
Глава Х
Бесконечные проявления Непроявленного Духа
*
Нерожденный и безначальный, за пределами формы и концепции
*
Противоречивые модификации природы Бога
*
В радости и любви, мудрецы почитают Его
*
Поклонник молится, чтобы услышать из уст Самого Господа:
“Каковы Твои многие аспекты и формы?”
*
“Я поведаю тебе о Моих феноменальных выражениях”
Аум
“О выжигатель врагов (Арджуна), беспредельны проявления Моих божественных качеств; Мое краткое учение является всего лишь намеком на Мои обильные славные силы….Но чем тебе нужно обладать, о Арджуна, для множества деталей этой мудрости? Просто пойми: Я, Неизменный и Вечный, поддерживаю и пронизываю весь космос лишь частью Своего Существа!”
Бесконечные проявления Непроявленного Духа
Нерожденный и безначальный, за пределами формы и концепции
Стихи 1-3
Благословенный Господь сказал:
(1) О Мощновооруженный (Арджуна), еще послушай Моего высшего учения. Для твоей высочайшей пользы Я продолжу говорить к тебе, радостному внимающему.
(2) Ни множество ангелов, ни великие мудрецы не знают Моей Несотворенной Природы, так как даже дэвы и риши (являются сотворенными существами, и следовательно) имеют источник во Мне.
(3) Но кто бы ни понимал Меня Нерожденным и Безначальным, а также Господином Творения – такой человек победил иллюзию и достиг безгрешного состояния даже еще нося смертное тело.
Станза 2 не имеет в виду, что освобожденные ангелы и риши не понимают Самопроизводной природы Божества, так как станза 3 выразительно утверждает, что даже смертные могут стать дживанмуктами (“освобожденными при жизни”) как раз посредством этого знания – Бога как за пределами творения (Сат), так и в творении (Тат).
Эти станзы выражат тем не менее, что полное слияние с Божественной Трансцендентностью недостижимо ни для какого сотворенного существа; имеющий источник не может быть Безначальным. Божья сущностная природа есть Дух, не форма; Бесконечность, а не конечность.
Развоплощение – состояние невообразимой свободы, достигаемое поклонником после того как он растворил, благодаря мудрости, свои три порабощающих экипажа: физический, астральный и причинный – необходимо перед тем, как человек может воссоединиться с Духом, как таковым.
Станза 2 утверждает метафизическую правду, что все освобожденные существа, принимающие новое воплощение (по команде Бога) должны работать в * гармонии с Космической Матерью или Даже освобожденные святые должны Законопослушной Природой, которой принять некоторую иллюзию, воплощаясь Господь дал полную власть над феноминальными мирами. До некоторой степени даже такие возвышенные существа должны поставить себя номинально под Природную космическую иллюзию и таким образом оставить полное знание Духа – неизменного, нерожденного и непроявленного.Они принуждены принять майю или иллюзию, как единственное средство, которым только их тела и приобретают видимость. Люч света из кинопроэктора не производит образов на экране, иначе как проходя через тени-формы на пленке. Аналогично, Единая Реальность не имеет формы без наличия разнообразного фильма (пленки) майи, принципа двойственности, разделяющего Нераздельное, и через космическую вибрацию проецирующего формы на экран времени и пространства. Проявление любой формы свидетельствует об оперировании космической вибрации Природы майи, и так принадлежит творению, а не Несотворенному и Невибрирующему.
Эта станза поэтому дает нам объяснение иногда загадочного поведения полностью просветленных мастеров. Во время его распятия Иисус на время поддалсыя космической иллюзии; воспринимая свое тело сна и чувствуя его агонии, он крикнул: “Мой БДог, мой Бог, почему Ты оставил меня?”* Другие освобожденные святые тоже казалось подвергались физическим страданиям, или выражали симпатические отождествления с другими людьми в их несчастьях и радостях. Иисус и другие мастера плакали и вели себя различными другими способами, подобно смертным существам.
Но никому не следует ложно полагать, что великие мудрецы и пророки не знают об истинной природе Бога. Те совершенные поклонники, что даже после освобождения носят земное тело, чтобы осуществлять определенную деятельность в мире феноменов, просто бдительны относительно вечно присутствующей силы космической иллюзии. Тем не менее, эти возвышенные души в состоянии отбростить свое тело по воле и так воспринимать трансцендентальный Дух.
Противоречивые модификации природы Бога
Стихи 4-5
Разум, мудрость, отсутствие иллюзии, прощение, правда, контроль над чувствами, мир ума, радость, горе, рождение, смерть, страх, мужество, безвредность, равностность, спокойствие, самодисциплина, милосердие, слава, бесчестье – эти противоречивые состояния существ происходят лишь от Меня, как модификации Моей природы.
Как все в человеческом сне сделано из его сознания, так и все в космическом сне происходит из ума Бога. Поскольку Он есть Творец Космической Природы – с ее дуалистическим принципом иллюзии (майи или закона противоположностей) и ее тройсвенных качеств саттвы, раджаса и тамаса – Господь несет ответственность за все добро и зло, за все контрасты и противоречия и
________________________________________________________________________
* От Матвея 27:46.
относительности в развертываниях человеческого ума и предназначения.
Это чтобы не сказать, что личность хороша или плоха, счастлива или несчастна, потому что Бог так распорядился. Скорее, все контрастирующие потенциальности суть дела Божьи, посредством законов Природы; но как они проявляются в индивидууме или через него зависит от кармического характера, построенного от его собственного, правильного или неправильного, использования свободной воли, задействующей в его жизни Природные качества: саттву, раджас или тамас.
Все ментальные состояния и все внутренние и внешние условия человечества служат божественной цели. Различением, мудростью, самоконтролем и другими праведными стредствами, а также опытом многих воплощений противоположных состояний – рождения и смерти, мужества и страха, славы и позора, радости и горя – человек стремится наконец к Неподражаемому, истинно Уникальному.
Стих 6
Семь Великих Риш, Первобытные Четыре, и (четырнадцать) Ману суть также модификации Моей природы, рожденные от Моей мысли, и наделенные способностями, подобными Моим. От этих прародителей происходят все живые существа на земле.
Как видим в Гите, в IV:25 и VIII:4, вселенная создается посредством дифференциации Духа. Абсолют становится Богом-Отцом (трансцендентным за пределами творения), Христовым или Кутастха Сознанием (Его чистым отражением, вездесущим в творении), и Маха-Пракрити или Святым Духом с его шестью другими сознаниями или божествами (активными творческими сознаниями Господа).
Эта настоящая станза относится к дальнейшим модификациям Божьего разнообразного присутствия в космической деятельности. Подобно бесконечному калейдоскопу, индивидуализированные множественные подразделения Его вездесущего разума, “сотнями и тысячами”, как заявлено в Главе XI, соединяют и разделяют, комбинируются и вновь комбинируются, внутри цилиндра майи времени и пространства, чтобы производить мириады форм творения, радующих и удивляющих богов и людей. Каждой новой модуляции, согласно ее уникальному назначению, в Индуистских писаниях дается характерная личность и имя*.
Библия говорит о символических Адаме и Еве и их потомках, как об источнике человеческой рассы. Индуистские писания описывают начало всех тварей от Праджапати, божественных «господ вселенной”, рожденных от ума Бога.
_______________________________________________________________________
* “Очевидное умножение богов ошеломляет с первого взгляда. Но вскоре вы обнаруживаете, что все они суть тот же Бог в различных аспектах и функциях. Имеется всегда один Высший Бог, превосходящий личностность. Это делает Индуизм наиболее терпимой религией в мире, потому что ее один трансцендентный Бог включает всех возможных богов”. – Джордж Бернард Шо.
Первобытные Четверо, умом рожденные сыновья Брахмы суть Санака, Санандана, Санатана и Санат-кумара. Символически они суть перворожденные разделения Духа их которых творение развивается. Они суть чистая творческая Природа Бога, Маха-Пракрити или Святой Дух. Как подразумевают сами их имена, они суть Господни вечные (Санатана, “вечно продолжающееся” сознание блаженства, (Санандана, “обладающее радостью” ), что существует сначала (Санака, “предыдущее, древнее”), являющееся вечно новым (Санат-кумара, “вечно юное”). Эти сыновья Брахмы оставались всегда чистыми, невинными юнцами, отказываясь производить потомство. И однако все вещи развились от этого Блаженства (Ананды); так как Маха-Пракрити принадлежат, наряду с вечной радостью Господа, три гуны, или качества творения – саттва, раджас и тамас . Эти качества уравновешены в спокойном состоянии в Маха-Пракрити. Но, когда раджас, активизирующее качество, как Брахма Творец, поднимается, это оживляет также саттву, вскармливающее качество (Вишну Хранителя), и тамас, дегенерирующее качество (Шиву Разрушителя); растворение, неизбежное для всех вещей в сфере перемены и иллюзии).Воля Бога наслаждаться Своим блаженством во многих формах, выдвигает Его Ананду, как четыре фундаментальных творческие идеисталкивающиеся в этих трех гунах: вибрации (Аум); времени (калы), идею перемены; пространства (деши), идею разделения Единого Вечного Существа; и атома (ану), идею частиц для проявления формы*.