Сновидец, процесс сновидения, и объекты сна соответствуют душе-сновидцу, ее сновиденческой способности, и ее сну об объективном теле. Объективное тело-сновидение есть тело, в котором душа-сновидец собирает своих воюющих солдат разума и Природные армии чувственного слепого ума. Столкновение между этими противостоящими силами вызывает результаты хороших и дурных действий (кармы).
Открывающий стих первой главы Бхагавад Гиты говорит буквально об историчнеской войне между порочными Кауравами и добродетельными Пандавами; но этот настоящий стих ясно показывает, что это человеческое тело является полем сражения. На этом поле, в усилии достигнуть управления в телесном царстве блаженной души, эго и ум, а также материально склонные чувства готовы сражаться против разумной способности и ее сил воли и самоконтроля. Таким образом, это очевидно, что Вьяса использовал историческую войну аллегорически, и что реальное спражение, на которое ссылались, есть внутреннее стражение: духовная война между мудростью и невежеством, психологическая брьба между разумом и умом (чувственным сознанием), и телесная война между самоконтролем и вредным потаканием чувствам. Этот конфликт описывается напротяжении восемнадцати глав Бхагавад Гиты.
Эти столкновения между духовными наклонностями (насаждаемыми в человеческом теле Духом, через душу) и физические наклонности (закладываемые там Космической Природой) делают телесную *
территорию полем сражения, на котором хорошие Значение кшетры (поля)
и дурные действия начинаются, производя их неиз- и кшетраджны (познающего)
бежные результаты – подобные семенам засеянным
и их плодам после пожинаемым. Поэтому, человеческая материальная природа, впитавшая от Космической Природы, выражаемой в теле, продукт космического творческого принципа, называется полем или кшетрой. Вселенский Дух и индивидуализированная душа человека называются кшетраджнами: тем, что является свидетелем, или познает, поле телесной деятельности, с его воинами за и против эго и его сил. Эти указания, кшетра и кшетраджна, были даны освобожденными мудрецами, которые будучи успешными в борьбе против чувственных сил, были поэтому знатоками истинной природы телесного поля. Таким образом, можно сказать, Дух, душа, и все освобожденные существа суть кшетраджны, или истинные знатоки тела.
Желание тела и ума состоит в том, чтобы установить в теле царство чувственных наслаждений. Желание души – бороться с материальными наклонностями и устанавливать в теле божественное царство неразбавленного блаженства Духа.
Слово Гита значит песня. Бхагавад Гита означает Песня Духа. Разные комментаторы писаний подчеркивали, что фонетически слоги Ги-та, наоборот, сотавляют слово Та-ги, “отреченный” (тьяги). Основная идея Гиты есть душевное отречение от воплощенных блудных скитаний,посредством уничтожения материальных и физических желаний, и тем установления вновь блаженного обитания в Духе.
Длинное объяснение необходимо, чтобы описать истинную природу тела и почему она называется кшетрой, полем.
Космическая Природа двадцати четырех элементарных принципов (описываемых в стихах 5 и 6 этой главы)* есть выраженная природа Бога. Когда * Природа впервые происходит от Бога, она находится в Дух и Космическая Природа невидимом состоянии и называется Чистая Природа, (Пуруша и Пракрити) Пара-Пракрити. Когда она становится материализованной и погруженной во внешнние добрые, активные, и злые проявления, которые прячут подспудный Дух – чистые проявления блаженной природы Духа – это называется Нечистая Природа, Апара-Пракрити: таинственная Мать Природа, кажущаяся своенравной и капризной в ее творчестве, но в реальности являющаяся воплощениев закона.
Пара-Пракрити, Чистая Природа, имеет разные имена: Майя; Разумная Космическая Природа; Разумная Космическая Вибрация; Слово; Святой Дух; Мать Кали или Мать Дурга, убийцы демона невежества; Пракрити или Маха-Пракрити; Космический Звук Аум; Космический Свет; Супруга Бога, которая в сочетании с Ним сотворила вселенную (чистую кшетру).
Дух за пределами творения, как Бог, и Дух в творении, как Кутастха, оба называются Пуруша. Трансцендентное Сознание, существующее за пределами творения, есть Пара-Пуруша; его разум, отраженный в творении, есть Кутастха-Пуруша.**
Пуруша за пределами творения также называется Ишвара, или Бог-Творец. Пуруша в творении называется Кутастха Чайтанья, или неизменный космический разум. Бог и Его Космическая Природа в микрокосмической форме присутствуют в человеческом теле, как чистая душа и чистая человеческая природа. Эти чистая душа и чистая человеческая природа становятся извращенными, как человеческое эго и чувственная человеческая природа, благодаря временному отождествлению совершенной души с несовершенным ______________________________________________________________________
* См. также II:32.
** Кутастха: то, что остается неизменным, как наковальня, на которой выковываются украшения разных форм. Пуруша: то, что существует в вибраторном творении, и также существует за его пределами.
телом и его склонностью к чувственным наслаждениям и материальным удовольствиям и привязанностям.
Космическая Природа тройственных качеств (трех гун), произведших человеческие три тела – физическое, астральное и духовное. Физическое тело составленно из шестнадцати грубых элементов: углерод, железо, кальций, и т.д.
Астральное тело сделано из девятнадцати элементов: эго; ум (чувственное сознание); интеллект; чувство (читта, сердечный принцип); токи кристализации, метаболизма, ассимиляции, и выведения; и десять чувств.
Причинное тело состоит из тридцати пяти творческих божественных мыслей, соответствующих комбинированным тридцати пяти элементам физического и астрального тел.
Смерть не освобождает душу и не соединяет ее с Духом. Астральное тело из девятнадцати элементов и причинное тело внутри него, *
охватывая душу, путешествуют вместе в эфирном Три тела человека –
атральном мире в состоянии после смерти. Но прак- физическое, астральное,
тикой йоги ученик может освободить себя от покры- причинное
тия всех трех тел. После чего его душа смешивается с Духом.
Этот процесс освобождения от трех тел требует времени. Даже аватар Господь Иисус нуждался в трех днях, или трех периодах духовного усилия, чтобы выйти их своих физического, астрального и причинного тел, перед тем как полностью вознестись, или перед тем, как его душа была поднята от трех телесных футляров и соединена с Духом. Вот почему после его смерти, когда Иисус явился Марии, он сказал ей не касаться его, потому что его воскрешение тогда еще не было полным (завершенным)*. После того, как он был полностью освобожден от трех телесных тюрем, он явился своим ученикам, как бесформенный Дух, а также явился перед ними, как Дух в телесной форме Иисуса.
Пять кош или “оболочек” души упаковывают эти три тела.** Совсем как меч может быть вложен в ножны, сделанные из пяти слоев: железа, меди, серебра, золота и платины, так и душа обернута пятислойными ножнами.
Физическое тело происходит из земного покрытия (анамайя коши), называемого так, потому что из земли приходит пища – анна, “земля, пища” – и пища преобразуется во плоть). Астральное тело человека покрыто тремя кошами : жизненной силой (пранамайя коша), умом (маномайя коша) и сверхментальными восприятиями (джнанамайя коша). Причинное тело покрыто кошей-блаженства (анандамайя коша).
Физическое тело активно во время бодрственного состояния, работая через чувства. Астральное тело оживляет всю физическую деятельность и проявляется во время сна, как сновидения. В состоянии сна, физические желания и переживания материализуют себя как образы сновидений, познаваемые человеческими более _______________________________________________________________________
* “ Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” (От Иоанна 20:17).
** См. также I:4-6.
тонкими астральными чувственными способностями зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Причинное тело является источником сознания и способности мысли, и преобладает во время сна без сновидений, наполненного-радостью сна.
Неисчислимые существа рождаются из одного Духа, подобно тому как одна масса динамического тока может проявляться как миллионы маленьких * электрических огней. Подобно этому одна душа, Божества, дифференциации как эго, проявляет себя во множественных видах Духа, которые управляют деятельности физического человека. Дух, как телом и космосом Бог-Отец творения, дифференцирует Себя, как семь принципиальных ангелов, упроавляющих всем творением: макрокосмическими и микрокосмическими мирами, идеационным, астральным и физическим.*
В микрокосме, Бог, как душа, действующая через физическое тело, называется Вишва. Это есть истинный защитник и поддержка телесной формы (роль ложно присваемая себе эго). Душевное сознание астрального тела называется Тайджас; оно поддерживает астральное тело и его функции. Душа, знающая о причинном теле называется Праджна; она поддерживает причинное тело. Эти три божества – Вишва, Тайджас и Праджна – как и физическое эго, являются отражениями одной и той же души, но действуют, как если бы они были различно построенными существами.
Как душа имеет физическое, астральное и причинное тело, так и Бог-Отец, как Разум Кутастха в творении, активно проявляя себя через Пракрити, надевает три космических тела. Физическая вселенная есть физическое тело Бога; астральная вселенная – астральное тело Бога: а причинный космос есть Его причинное тело.
Бог, как Строитель Космоса, Вирата, творит и поддерживает материальную вселенную; в качестве души, Вирата, творит и поддерживает миниатюрную вселенную, физическое тело человека.