Бог, будучи Одним, незагрязненным относительностью, воспринимает Себя самостоятельно – своей единой интуицией, или всеведующим сознанием. Но сложному человеку, сотворенному из сложной относительности комической иллюзии Пракрити, требуется чувственные инструменты иллюзии, чтобы воспринимать свое окружение и свое конечное существование.Связанный этими ограниченными и ограничивающими посредниками, он чувствует себя изолированным от Бога; стимулируемый майей, он поддерживает это разделение, неправильно используя свой свободный выбор. Наконец, отказавшись продолжать это рабство, он пылко сотрудничает с вечным Божьим притяжением. Разрывая путы Пракрити, он притягивается назад к вездесущей сущности своего Творца.
Подобно тому как огромное небо приобретает маленькую коническую форму, когда отражается в медной вазе, Дух Божий представляется отлично в разных людях и многообразных других тварях. Но, как маленькое небо в вазе не отлично в сущности от огромного неба, так и неограниченный Дух Бога и чистая душа во всех существах являются тем же самым в сущности. Только когда джива (душа) становится отождествленной с телом, она одевается в свои кажущиеся ограничения.
Поэтому Бог одинаково присутствует в каждом существе – человеке или животном. И всеже, Его проявление легче воспринимается в прозрачных и лишь слегка затемненных дживах, чем в тех, кто загрязнен невежеством или злом. Джива, ассоциируемая с невежественным умом и необузданными чувствами, может совершать жестокости; тем не менее, посредством медитации и мудрости, та же самая джива может оттянуться от своих темных одежд и снова стать одним с Бесконечным.
Стих 8
Когда Господь, в виде дживы, обретает тело, Он приносит с Собой ум и чувства. Оставляя то тело, Он забирает их и уходит, как ветер уносит ароматы цветов.
Джива (индивидуализированная душа) называется здесь “Господь”, чтобы усилить утверждение, предыдущей станзы: что джива является вечной частью Самого Бога. Лишь только Божественной силой человеческие тела обретаются, поддерживаются и оставляются.
Станза 8 говорит о тонком, или астральном, теле, линга шарире, обители ума, чувственных восприятий и прочих жизненных принципов. Тонкое тело каждого человека сопровождает дживу в ее кругах перевоплощений, одаряя каждую новую физическую форму жизнью и разумностью. С отделением при смерти линга шариры, тело возвращается к своему естественному состоянию инертной материи.
Стих 9
Царствуя над умом и чувствами слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния, Он наслаждается миром чувств.
Библия говорит: “…Господи…Ты сотворил все, и все по Твоей воле (для Твоего удовольствия) существует и сотворено”* Индуистские писания тоже говроят нам, что сотворение человека и вселенной является всего лишь Божьей лилой , игрой или спортом. Господь, в виде джив, испытывает удовольствия от мира, Им созданного.
Стих10
Обманутые не воспринимают Его, остающегося или уходящего, или переживаящего мир гун. Открывшие свой глаз мудрости видят Его.
Обычный человек, его восприятия и знания, матрица работ трех гун, не смотрит дальше поверхности видимостей и следовательно не видит подспудную
_____________________________________________________________________
* Откровение 4:11.
божественную значимость своей жизни. Он не знает, откуда пришел, почему он здесь или куда уйдет. Тайна позади и смерть впереди! Всеже он воображает, что никакое глубокое исследование жизни не необходимо.
Посредством медитации на Боге, “единый глаз” мудрости человека открывается. Он видит Бесконечного в кажущемся конечным и понимает, что Господь есть единственный Деятель, единственная Сила.
Это человеческий смертный настрой является причиной реинкарнации. Как только ученик понимает, посредством внутреннего опыта, что жизнь есть сновиденческая драма Божья, он перестает перевоплощаться. Он выучил окончательный урок жизни.
Стих 11
Йоги, стремящиеся к освобождению, видят Его, существующим в них самих; но неочищенные и недисциплинированные неспособны воспринять Его, даже когда они стремятся к этому.
Неослабно и пылко стремящиеся, которые игнорируют чувственные искушения и постоянно практикуют йогу в духе скромности, видят Господа, живущим внутри. Но люди, всего лишь читавшие писания с надеждой освобождения, которые не пытаются следовать моральным правилам, и кто практикуют йоговские методы без глубокого интереса и преданности, не получат ожидаемых ими духовных выгод. Многие ученики йоги исполняют свои упражнения беспорядочно; затем удивляются, почему они “ничего не достигают” и почему терпят неудачу почувствовать общение с Бесконечным, даже после на вид серьезной медитации.
Техника спасения восьмичастна, как отмечалось Патанджали. Освобождение достигается строгой приверженностью к предписанным духовным правилам поведения и прогрессированием через различные стадии йоги, как описанно ниже:
------------------*-------------------
Восьмиричный путь йоги (1) Яма , моральное поведение: непричинение вреда другим, правдивость, неворовство, нечувственность и нежелание чужого.
(2) Нияма : чистота тела и ума, удовлетворенность во всех обстоятельствах, самодисциплина, самоизучение (созерцание), преданность Богу и учителю (гуру).
(3) Асана: правильная поза; позвоночник следует держать прямо, а тело твердо в удобной позиции для медитации.
(4) Пранаяма: контроль жизненной-силы.
(5) Пратьяхара: способность направления своего ума вовнутрь, посредством отключения его от телефоноф-чувств, отключаясь по воле от информации нервных токов.
(6) Дхарана: медитация, в которой ученик способен закрепить свой углубленный вовнутрь ум на звуке Аум, начальном проявлении Бога. (Чувственно- проабощенный человек не обладает своим умом, или не контролирует его; поэтому он не может сосредоточится на Аум-Боге, как Святом Духе, или Космическом Вибраторном Звуке. Йог, обладающий дисциплинированным и углубленным умом, способен предложить его Господу; никто друго не в состоянии сделать такое приношение).
(7) Дхьяна: космическое сознание; нескончаемое сферическое расширение блаженного сознания; восприятие Бога, как Космического Аум, вибрирующего во всей вселенной.
(8) Самадхи: единство индивидуализированной души и Космического Духа.
О Восьмиричном Пути Патанджали подробно говорилось в I:4-6 и IV:28.
Стих 12
Свет солнца, освещающего целый мир, свет луны и огня – знай, что это сияние принадлежит Мне.
Христианская Библия содержит следующий отрывок: “И сказал Бог: да будет свет; и стал свет. Бог увидел, что свет хорош”*. Господь свибрировал Свое космическое сознание в тонкий свет и нашел его прекрасным, т.е. подходящим для цели творения вселенной координированных энергий: газов, жидкостей и твердых в-в – различных вибраций Одного Света. Свет разумной жизненной энергии, Слово, есть первое проявление космического сознания в творении. Когда эта божественная сила вибрирует тяжелее или грубее, она становится электронами, протонами и атомами универсальной системы.
Это солнце и луна, и огонь составлены из грубого света, электронов, протонов и атомов, которые в свою очередь сделаны из космической энергии. А космическая энергия эманирует из космического сознания. Поэтому, это Разум Духа проявляется в виде солнца, луны, огня и всех других объектов в космосе.
В микрокосмосе человека, Божье космическое сознание вибрирует, через индивидуализированную душу, как астральный свет в тысячелепестковом лотосе («солнце”), который освещает жизнью все тело (“мир”), посредством его отражения (“луны”), находящегося во вспомогательных позвоночных чакрах, а также излучаемыми ими энергиями (“огнем”).**
_______________________________________________________________________
* Бытие 1:3-4.
** Всвязи со словами Господа в стихах 12-15 этой главы припоминается экстатическое видение, испытанное Христианским мистиком святой Хилдегардой из Бингена (1098-1180). Она увидела
Стих 13
Пронизывая землю Моим сиянием, Я поддерживаю все существа; сделавшись водянистой луной, Я развиваю все формы растений.
Вездесущий свет Духа (оджас, проявленное великолепие творческого могущества Господа и космической жизненной силы) развивает все существа и формы и силы во вселенной, а также поддерживает их постоянным выявлением того света. Если луч света в кино удерживается, картины на экране автоматически исчезают. Аналогично, если Бог удержал бы Свой творческий луч света – как Он поступает в период космического растворения – сцены жизни на экране пространства немедленно бы растаяли.
Земля, живые существа, луна и растительная жизнь упоминаются вместе в этой станзе, чтобы обозначить их близкое родство. Свет Божий создает эту планету, дом живых существ; луну, которая правит водой и всеми другими жидкостями, помогает росту растений, вскармливающих всех существ.
Земля, живые существа, продуктивные лунные лучи, травы и растения – дом, поглащающие, поглащаемые объекты – все они, фунционирующие различно, являются всеже проявлениями одного и того же космического света.
С более глубокой метафизической точки зрения, Слово, Аум, или Творческая Вибрация, проявляющаяся в виде света и жизненной силы есть поддерживающая и животворная энергия во всех существах – даже так называемые неживые формы живы благодаря Божьей силе внутри их атомов.* Выражаясь через
__________________________________________________________________
“прекрасную человеческую форму” сказавшую: “Я есмь та высшая и огненная сила, творящая все искры жизни. Смерть не имеет отношения к людям, все же Я наделяю ей, почему Я опоясываю мудростью как крыльями. Я есмь то житие и огненная сущность, что светится в красоте полей. Я сияю в воде, горю в солнце, луне и звездах. Та таинственная сила невидимого ветра принадлежит Мне. Я поддерживаю дыхание всего живущего. Я дышу в зелени и в цветах, а, когда воды текут, как живые, это Я. Я сформировал колонны, поддерживающие целую землю….Все те живут , потому что Я пребываю в них, и являюсь их жизнью. Я есмь мудрость. Мне принадлежит громовое Слово которым все вещи были сотворены. Я пронизываю все вещи, чтобы они не погибли. Я есмь жизнь”. – Исследования по Истории и Методу Науки, изданные Чарльзом Зингером (Нью Йорк: Арно Пресс, 1975). (Заметка издателя).