Смекни!
smekni.com

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 2 (стр. 95 из 109)

Алкоголик или наркоман чувствует сначала приподнятое настроение, но потом погружается в отчаяние, когда влияние алкоголя или наркотика истощается.

Состояние счастья вначале, сопутствующее чувственность, всегда сопровождается несчастьем, из-за пореждения физической жизненности, ментального самоконтроля и духовного мира. Эта загадка майи, что яд чувственного опыта считается приятным вначале*. Вначале приятный вкус отравленного меда или зла обманывает людей, и тем заставляет их предаваться вредным опытам. Если бы зло не очаровывало, никто бы не пробовал его. Люди глотают горькую таблетку зла, потому что она покрыта сахаром, незамедлительного удовольствия. Мирские люди, молодые и старые, суть те, кто слишком потакают своим чувствам. Даже после обнаружения последствий, они всеже беспомощно влекутся к таким излишествам, благодаря принудительному влиянию своих привычек. Получатели раджасического счастья обнаруживают слишком поздно, что недисциплинированные чувственные удовольствия оборачиваются мучительными, разрушающими силу, жизненность, здоровье, красоту, интеллект, память, богатства и энтузиазм.**

Сильно влекомые искушением, мирские раджасические люди проводят свои материалистические жизни, никогда не зная блаженства Духа, спрятанного в них, в натоящем мире и радости, находимого в медитации.Но к концу жизни они часто чувствуют совершенно обманутыми лукавыми чувствами. Тогда они не находят счастья ни в чем. Их умы становятся пустыми и темными, приследуемыми духами несчастья.

Наставление этой станзы замечательно относится к разочаровывающему концу, который встречают многие по-юному пылкие материалисты. Манимые высокими надеждами благополучия и физического счастья, они работают тяжело и интригуют за счет своего мира и здоровья, и пытаются напрасно купить больше счастья, приобретая больше денег. Продвигаясь от юности к старости, они страдают от постепенной потери жизненности и энтузиазма и становятся жертвой ________________________________________________________________________

* В Божьем плане и игре (лиле), исключительной функцией Сатаны или Майи является попытка отвлечь человека от Духа к материи, от Реальности к нереальности”. – Автобиография йога.

** “Бог может простить ваши грехи, но ваша нервная система не простит”. – Альфред Корзибский, Польско-Американский ученый.

болезни и страха приближающейся смерти, великого уравнителя, сводящего к нулю все земные достижения.

Стих 39

Иллюзорное счастье начинающееся и кончающееся в самообмане, произрастающем от чрезмерного сна, лени и неверного понимания, называется тамасическим.

Человек выбирает дурное счастье, когда его интеллект введен в заблуждение принадлежащей ему дурной кармой, или дурной компанией и внутренней реакцией на зло. Потаканием тамасическим наклонностям, его разум затемнен. Тамасические качества таким образом берут начало в человеке, через его неверное понимание, и кульминируют в разочаровании и отчаянии. Злые тамасические склонности питаются опиумом ненеобходимого сна и физической праздности и ментальной бесцельностью.

Избыток сна делает тело ленивым, а ум беспомощным (как говорилось в XVIII:35); это парализует физические, жизненные и ментальные способности человека. Праздная тамасическая личность – опьяненная *

пересыпанием, безделием и ментальной безцельностью, Тамасическое счастье

а также бесчисленными непониманиями – испытывает

недостаток во все-оживляющей внутренней и внешней деятельности, что ведет ее к состоянию, напоминающему неживую материю, недостойному человеческого выражения. Потакающие снотворному дурных тамасических качеств подобны натренированным животным под интоксикацией, неспособным исполнять ожидающейся от них работы.Тамасические личности, одурманивая себя счастьем самого низкого сорта (самоудовлетворение их деградированным существованием), находят все врожденные добрые качества постепенно изглаженными, поощряя зверское поведение и, в худшем случае, полную инертность.

В курсе эволюции, душа спит в камнях, сонно пробуждается в деревьях, становится сознательной жизненностью в животных и проявляет самосознательнуя разумную жизненность в человеке. В сверх-человеке, душа проявляет свою истинную природу сверхсознания и вездесущия* И обратно, затемняя всой разум, посредством неумеренного стиля жизни и дурных стремлений и удовольствий, человек может унизиться до состояния немногим лучше животного. От увеличивающейся праздности опьяняющего воздействия чрезмерного сна, он может пасть до своего рода пьяного животного. От последствий дальнейшего потакания дурным привычкам и излишествам, до бесчувствия, он может стать умственно – и даже физически – инертным, как дерево, только напоминающее человеческую жизненность. Если он продолжит возделывать то аппатичное состояние, как под влиянием наркотиков или алкоголя, он станет столь бесполезным, как масса окостеневшей плоти, или камень, без всех признаков разумности. Судьба таких падших существ была описана в XVI:19-20.

Различая свой божественно предписанный

долг в жизни

Стих 40

Нет существа в этом мире, а также среди богов в астральных небесах, свободного от этих трех качеств, рожденных от Пракрити (Космической Природы, созданной Богом).

Ткань всех проявлений удерживается вместе переплетающимися нитями этих трех гун. Так, высшие астральные существа и обычные люди одинаково подвержены тройственному влиянию хорошего, активизирующего и дурного качеств. Несмотря на то, что как люди так и боги имеют свободный выбор, и поэтому ответственны за свои дей ствия, они не могутизбежать влияния всепроникающих тройственных качеств свойственных Космической Природе, Святому Духу, или вибраторному проявлению Бога. И всеже, сделанный по образу Бога, человек и бог, могут использовать свой свободный выбор и отказаться подчиниться дергадирующему тамасическому качеству. Посредством надлежащей раджасической деятельности и божественной саттвической деятельности, они могут трансцендировать все три качества и внуовь войти в царство Божье.

Богу нравится перехитрить Им же сотворенных майя-противников в космической игре творения, и так, возвратить души в Его царство, после выдерживания ими проверки агрессивных злых искушений, посредством осознания очарования добра.

Бог, действительно, ответственен за сотворение объектов искушения и чувственных инструментов наслаждения и за подчинение этим человека соблазнам иллюзии. Но человек ответственен, если он не использует божественный дар разумного свободного выбора, чтобы отличать преисполненное-страданием зло от освобождающей добродетели.

Стих 41

О выжигатель врагов (Арджуна)!Обязанности Браминов, Кшатриев, Вайшьев, а также Шудров резервируются соответственно гунам (качествам), происходящих от их собственной природы.

В божественном диалоге Гиты символика внутренней реализации, полученной учеником в общении с Богом, Господь теперь повторяет Арджуне через его интуитивное восприятие, что истинное значение четырех естественных каст, или классификаций человечества, и богов, пребывающих в нем (описаное в следующих стихах 42-44), базируются не на рождении существа, но на его индивидуальных качествах.* Настоящие естественные касты суть Брамины, или Богопознавшие, Кшатрии, или борющиеся-с-чувствами, Вайшьи, или культивирующие-[практическую]-мудрость,** и Шудры, или телесно-отождествляемые индивидуумы. Эти четыре “касты” присутствуют во всех народах, как духовная интеллигенция; воины, правители и вожди; бизнесмены; и рабочие.

Существование в мире четырех естественных классов людей является результатом саттвического, раджасического и тамасического качеств и их смесех, присутствующих в Пракрити, или Космической Природе. Разделение индивидуумов по этим четырем классам является также и результатом их собственного свободного выбора хороших и дурных действий в прошлом.

Свабхава, “собственная природа”, как используется в этой станзе, обозначает природу Бога, проявляющегося как Пракрити, с ее космической иллюзией трех качеств, а также и природу человека, возникающую от влияния этих качеств и от его собственных прошлых добрых и злых действий.

Хотя человеческая природа и определяется Пракрити и его собственными прошлыми действиями, всеже эта природа является лишь второй природой, * рожденной от использования его свободного Саморазвитием или неправедной выбора. Хотя и похороненная под этой жизнью, человек может повысить приобретенной второй природой,реальная или понизить свою касту душевная природа человека, являющаяст истинным образом Бога, вечно остается в его распоряжении. Если бы это было не так, если бы человек не обладал неизменным духом, наделенном свободной волей, четыре класса индивидуумов не могли бы изменять своих характеров: телесно-отождествленная личность не могла бы стать, благодаря духовному развитию, Богопознавшим Брамином; а Брамин не мог бы деградировать, посредством потакания чувтсвенным искушениям, в телесно-связанного Шудру. Соответственно манеры использования человеком его свободного выбора, он может быть связан временно в ограничениях любой их этих четырех каст; но посредством медитации, увеличивая желание восстановить свой потерянный рай, и божественную милость, он может освободиться.

Как эти четыре класса существ, посредством ли саморазвития или неправильной жизни, могут поднять или уронить свой статус, не может быть неизменной классификации какого-либо индивидуума. Так, телесно-скованный Шудра, рабочий, благодаря образованию и глубоким усилиям в медитации и культуре йоги, может стать сеятелем мудрости, или Вайшьей, развивающим свои ментальные способности для занятий бизнесом. Дальнейшим самоконтролем в борьбе с телесными склонностями и направляя свои действия разумным суждением, он может стать Кшатрием, военным офицером, правителем или вождем, если это его вдохновляет; а посредством экстаза с Богом, тот прежний _________________________________________________________________