все это и попросил еще – трюк, который ученик не мог представить себе и во сне возможным для одного человека.
Обычный человек, все еще связанный тремя гунами, не должен имитировать некоторые определено необъяснимые действия освобожденных, находящихся над хорошим, активизирующим и препятствующим качествами, и могущих спуститься на этот план и оперировать ими с легкостью и безопасностью.
Прахлада был великим мальчиком-святым Индии. Его отец, злой царь демонов Хираньякашипу, был разгневан религиозными наклонностями своего сына. Когда он обнаружил, что не в состоянии остановить Прахладу строими предостережениями, Хираньякашипу много раз пытался уничтожить своего сына. Ожнажды отец приказал, чтобы Прахлада был убит небесными слонами. Хотя он был брошен и жестоко атакован, огромные слоны не смогли причинить ем у вреда.
Для иллюстрации разницы между убежденностью в правде и реализацией правды подумайте следующее продолжение рассказа о Прахладе: После прочтения этой истории два ортодоксальных Индийских мальчика удалились глубоко в лес, чтобы поститься и медитировать, с целью достижения подобных духовных сил. После нескольких дней искренних усилий, они поверили в своем уме, что их духовность теперь защити их от всякого вреда. Вскоре им представился случай проверить это. Они набрели на стадо диких слонов. Используя возможность проявить свои вновь обретенное всемогущество, они уверенно приблизились к большому слону – конечо он должен был оказаться безобидным для них, как его небесные родственники для Прахладе! Вместо этого несчастное животное , действуя на основании своего собственного убеждения, испугалось, что его стадо в опасности от пришельцев, и растоптало беспечных мальчиков.
Многие правдивые истории, аналогичные в принципе, можно рассказать о личностях с хорошими намерениями, потерпевшими неудачу, часто катастрофически, чтобы проявить “веру”, будучи все еще в фантастическом состоянии их воображения.
Бог не будет реагировать просто на верования фанатичных людей, но только на божественно подкрепленные требования освобожденных поклонников, сознательно реализующих свое единство с Ним и могущих пологаться на Его всемогущество находящееся в их распоряжении. Индивидуумы, все еще связанные тремя качествами Космической Природы, не должны пытаться творить потенциально опасные чудеса, которые иногда являют святые, свободно владеющие законами саттвических, раджасических и тамасических творческих качеств.
Стих 43
Доблесть, лучезарность, решительная выносливость, искуссность, не избегание борьбы, щедрость и предводительство являются естественными обязанностями кшатриев.
Настоящий кшатрий находится под влиянием своей прошлой раджасической кармы и врожденного активизирующего качества своей природы в этой жизни. Духовно он является борцом с чувствами, проявляя характеристики благородного воина. Воин, достойный этого *
наименования, имеет качества доблести, храб- Кшатрия: доблесть, смелость в
рости, непоказного мужества в бою, искусность атаке врагов, решительная
в войне, и способность увлекать за собою в стре- терпеливость, умение вести
млении к победе. Он не уклоняется от опасности за собою к победе
в бою из страха, не отказывается собирать свои
силы, чтобы снова сражаться после одного или многих поражений.
Аналогично, стоющий борец с чувствами, стражается с нападающими ощущениями и беспокойными мыслями с непоколебимой доблестью и решительностью, даже после повторных неудач, проявляя длительное терпение в борьбе против их возобновленных атак. Имея суверенных контроль над своими ментальными способностями раума, спокойствия, асамоконтроля, сосредоточения и ментального углубления, он использет и постоянно в борьбе против беспокойства и его психологических орд. Ктобы не смог искусно вывести свое сосредоточение с поля боя чувств и назад в царство мира, является настоящим борцом против чувств.
Александр Великий, после завоевания Индийского Царя Поруса, спросил6 “Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались?” Когда Порус ответил: “Как с царем”, _ Александр освободил его.* Как настоящий воин милостив с побежденными врагами, так и психологический боец против чувств не мучает своих противников после достижения победы над ними.
Когда йог строгой дисциплиной и бдительностью совершенно покоряет чувства, он расслабляется. Он не издевается над ними, из страха нового искушения ими; и не считает бесполезными свои способности хрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, удерживанием тела в состоянии приостановленной активности (жизни). Подчинив свои чувства, он действует по отношению к ним дружелюбно и нормальным образом. Он знает в своем сердце, что они больше не являются ему врагами, побуждая его отождествляться с грубым физическим телом и материальным миром. Его завоеванные чувства становятся друзьями, добровольно служащими ему (а не наоборот!) здесь на земле, и готовыми идти с ним в астральный мир света и энергии, чтобы испытывать более тонкие видения, более прекрасную музыку, запахи, вкусы и прикосновения.
Воин, который понеобходимости должен причинять страдания своим врагам в сражении, может быть милостивым к ним после обретения победы, залечивая их раны и заботясь об их иных нуждах. Эта щедрость сердца имеется в виду в этой станзе под словом “щедрость”.
Духовный борец с чувствами испытывает суверенную силу Бога внутри, и всегда готов пожертвовать своими материальными желаниями в стремлении к Нему. Лишь только он решается оттянуть свой ум от мира, ощущений и мыслей, и сосредотачивается на духовном глазе в междубровье, он решился сражаться с беспокойными мыслями, повторно возвращающимися, пытаясь отвлечь его спокойного восприятия мира. Такой истинный борец с чувствами никогда не __________________________________________________________________
* Порус (IV век до Р.Х.) был правителм Индии на территории между реками Хидаспес и Ацесинес во время нашествия Александра. Их армии сражелись на берегах Хидаспеса, и Порус так сражался, что Александр, под впечатлением его мужества, позволил ему сохранить свое царство.
впадает в отчаяние в борьбе с беспокойством; он использует свое сосредоточение, чтобы отсоединить жизненную силу от чувственных захватчиков, делая неэффективным их оружие пяти видов чувств.
Стих 44
Возделывание земли, разведение скота и бизнес суть естественные обязанности вайшьев. Служебная деятельность другим является естественной обязанностью шудр.
Как ординарные бизнесмены могут заниматься коммерцией и сельским хозяйством, так бизнес эзотерического вайшьи – “рабочего человека; обосновавшегося на почве» - есть культивация [практической] мудрости в поле тела, являющимся его местом жительства. “Это тело называется кшетрой (полем, где добрая и злая карма – действия – засеиваются и пожинаются)” (XIII:1). Естественный вайшья пребывает на стадии духовного *
возделывания почвы своей жизни (криши); разумно Вайшьи, культиваторы муд-
заботясь о своих органах чувств и выборочно разво- рости, и шудры, слуги и
дя их порождения (гау-ракшья*); и занятие коммер- неквалифицированные рабоие
цией (ваниджьям) достойно распространяя стоющие
добродетели, или “товары”, произведенные его усилиями. Вайшья накапливает мудрость, посредством служения мудрецам; и своей примерной жизнью и словами, он предлагает это знание другим стремящимся душам, чьи любовь и уважение составляют его вознаграждение. Истинные вайшьи счастливы учиться, как культивировать семена самодисциплины после пропахивания поля своего сознания сосредоточением, зная, что они после пожнут урожай божественных восприятий.
Духовным вайшьям нравится тренировать дикие чувства тела под присмотром пастуха ментального самоконтроля. Когда о животных чувствах-коровах правильно заботятся, они со временем производят молоко мира, скорее чем беспокойства.
И наконец имеются обязанности натуральных шудр. Как обычные рабочие занимаются работой под началом других, и едой и сном и хватанием чувственных удовольствий, так и материалистический телесно-привязанный тип шудры занят исключительно зарабатыванием денег, чтобы поддерживать тело и обслуживать его нужды и аппетиты, а также слишком часто удерживая его во сне или пьяном ступоре, подобно инертной материи. Такая материалистическая личность, никогда не приготовляющая свой телесный храм для отражения мудрости и божественного блаженства, проявляет преимущественно тамасические дурные качества, с небольшой примесью раджасической активности – когда совершенное или саттвическое качество полностью подавленно. Всеже, Бхагавад Гита советует всем
_________________________________________________________________
* Гау или гоу, букв., “скот” или “орган чувства”; ракшья: “заботиться или защищать”; гоу-ракшья: “ухаживать за или разводить скот” – т.е., подобающую природу чувств.
материалистическим труженикам и любым другим телесно-связанным индивидуумам проводить свое время в компании культиваторов мудрости, борцов с чувствами и Богопознавших браминов. Так, они постепенно научатся, посредством служения тем, кто обладает более высокими качествами, культивировать мудрость вместо чувственных удовольствий, и не только бороться с чувственными мородерами, но и медитировать. Труд служения таких личностей, пускай и классифицируемых как наиболее раболепные, облагораживается их благородным духом. В конце, они тоже пожнут урожай мудрости и освобождения.
Стих 45
Всякий человек, внимательный к своим обязанностям, достигает высочайшего успеха. Послушай же, как преданный своему врожденному долгу, достигает успеха.