Кокшетауский государственный университет
им. Ш. Уалиханова
Кафедра философии
ПЕРСОНАЛИИ
В соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Философия» по всем специальностям и направлениям
Кокшетау – 2008 г.
Содержание
Сократ
Платон
Аристотель
Августин Блаженный
Фома Аквинский
Аль-Кинди
Абу Наср Аль-Фараби
Ибн-Сина
Ходжа Ахмет Яссави
Юсуф Баласагуни
Махмуд Кашгари
Николай Кузанский
Леонардо да Винчи
Томазо Кампанелла
Фрэнсис Бэкон
Рене Декарт
Бенедикт Спиноза
Джордж Беркли
Джон Локк
Томас Гоббс
Вольтер
Жан Жак Руссо
Иммануил Кант
Иоганн Готлиб Фихте
Фридрих Шеллинг
Фридрих Гегель
Людвиг Фейербах
Эдмунд Гуссерль
Кьеркегор
Шопенгауэр
Зигмунд Фрэйд
Фридрих Ницше
Бухар-Жырау
Шокан Уалиханов
Ибрай Алтынсарин
Абай Кунанбаев
Шакарим Кудайбердиев
Владимир Соловьев
Федор Достоевский
Николай Бердяев
Бертран Рассел
Людвиг Витгенштейн
Юнг
Хайдеггер
Сартр
Камю
Шпенглер
Ясперс
Хосе Ортега-и-Гассет
Мишель Фуко
СОКРАТ
(469 - 399 до н.э.)
Сократ - афинский философ. Родителями Сократа были скульптор Софроникс и Фенарета. Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, которая родила ему троих детей. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятие при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению, считает Сократ.
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии.
Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служение Богу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеала универсального разума и божественной мудрости, который он таким образом проповедовал.
В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества». Он был приговорен к смерти. Сократ принял смерть, выпив яд.
Сократ, по Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории филофии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно известную. Ибо главный повторный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли.
(427-347 до н.э.)
Платон - греческий философ и педагог. Родился в Афинах, там же и умер в возрасте 80 лет.
Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины.
Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминают о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения.
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой.
Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идеи и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Однако государством этим могут управлять только аристократы.
Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира.
По Платону чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.
Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон» , «Законы» и другие .
(384 - 322 до н.э.)
Древнегреческий философ и педагог. Родился в Стагире, а умер в Халкиде. Почти 20 лет Аристотель проучился в академии Платона, а покинув ее стал воспитателем Александра Македонского. Отец Аристотеля был врачом в Стагире. Рано оставшись без родителей, юноша обучался в Аттарне в Проксинах. Пока Аристотель учился в академии, он изучил всю философию Платона.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности.
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве.
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основа была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытия. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.
Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.
Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии дает олигархию, от политии дает демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.
Основные произведения: «О душе», «Афинская полития», «Метафизика», «Топика», «Аналитика», «Никомахова этика», «Евдемова этика» и другие .
(354-430)
Родился в римской провинции Нумидия. Его отец римский гражданин Патриций, был мелким землевладельцем. Мать, Моника была крестьянкой и настояла, чтобы произошло крещение сына, прямо перед смертью.
Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.
Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.
Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от судьбы, фортуны, и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору.
Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Между тем в вечном нет ни переходящего, ни будущего, ибо, что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть.