Смекни!
smekni.com

Возникновение сознания (стр. 3 из 10)

Однако даже при этой общности, это общее выступает у отдельных людей в индивидуальном своеобразии. По отношению к отдельному индивиду общность социального происхождения и положения представляет лишь известную возможность, но отнюдь не абсолютную гарантию соответствующей социальной ориентации.

Индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с рождением и смертью данного человека. Оно выражает неповторимые черты его жизненного пути, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические влияния.

Общественное и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга. Каждый индивид на протяжении своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения, воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно активно.

Общественное сознание и сознание индивидов нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Можно сказать это такая же нелепица, как например дом из которого вынуты все кирпичи. В тоже время они находятся в противоречии друг к другу. В движении общественное сознание поступательно, непрерывно. Общественному сознанию присуща стабильность, инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории, идеи, проверенные практикой, временем, но никогда это не происходит мгновенно, в отличие от сознания индивида, движение, развитие которого прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида и только сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления – высшей функции мозга – сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая ее границы, обогащая ее, делая продукты своего познания природы, бытия достоянием всех.

Т.о. можно утверждать, что сознание выступает как единство двух противоположностей – общественного сознания и сознания индивидов.

Теперь обратимся к нашему вопросу: - Что есть развитие сознания в борьбе двух этих противоположностей?

Чтобы решить этот вопрос рассмотрим проявление «борьбы» и «единства» противоположностей в неживой и живой природе.

Как известно внутри атомного ядра действуют противоположные силы – силы притяжения и отталкивания. Ядро и оболочка атома находятся в отношении противоречия, ибо ядро заряжено положительно, а оболочка, состоящая из электронов, отрицательно. Противоположность и единство очевидны. А развитие? Развития нет, поскольку атом, как мы знаем, очень стабилен. Скорее всего, в данном случае, противоположности обеспечивают стабильность атома.

В живой природе, как известно, существуют две противоположности – наследственность и приспособляемость, которые обеспечивают, с одной стороны – стабильность, с другой – возможность адаптироваться к новым, изменяющимся условиям среды обитания. Известно, что приспособляемость это мутация (ошибки в механизме наследственности), и они, эти мутации, постоянно имеют место быть. Если среда обитания неизменна, то эти мутации, практически не играют ни какой роли, но их роль резко вырастет, если в среде обитания начинаются изменения (похолодания, потепления и т.д.). Среди множества особей, родившихся с отклонениями, находятся такие, которые оказываются, более других приспособлены к этой изменившейся среде и, таким образом, имея определенное преимущество, они, эти особи, вытесняют других. А мутация, в ходе дальнейшей эволюции, закрепляется как наследственность.

Следовательно, изменение (развитие) животных идет под воздействием внешней силы – развитие животных есть копирование, отражение изменяющейся внешней среды. Механизмом, обеспечивающим копирование, является механизм наследственности-приспособляемости.

Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, внешняя сила, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны механизм наследственности-приспособляемости стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает равновесия, но уже на другом качественном уровне.

Таким образом, развитие это взаимодействие, - «триединство» двух противоположностей и внешней силы.

Что схематично можно изобразить таким образом:

Изменяющаяся внешняя среда

Можно заметить, что наследственность, по всем характеристикам и признакам соответствует общественному сознанию, приспособляемость – сознанию индивидов. И тогда, просто согласно логике, внешней силой, внешней изменяющейся средой, по отношению к сознанию, является познание объективных законов природы, материального и духовного мира.

Познание объективных законов природы

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

«Труд – источник всего богатства», утверждают политэкономы. Он действительно является таковым, наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека. Под влиянием, в первую очередь надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим самым сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку (…)

Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним, известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

(…) .Сначала труд, а потом вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…

(…). Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющееся сознание, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».

К.Маркс и Ф.Энгельс том 20 стр. 486-496.

Т.о. труд и членораздельная речь создали, по мнению К.Маркса, из обезьяны человека.

Вот здесь К.Маркс и ошибается, и даже противоречит сам себе, - сознание есть явление, человек есть новое качественное состояние, т.е. переход от обезьяны к человеку есть качественное изменение, а качественные изменения, как учит К.Маркс происходят скачкообразно, в отличие от количественных изменений, которые носят относительно медленный и непрерывный характер.