Далее. Что значит поддерживать огонь? – Это заготовка дров, это различные манипуляции с деревом, - ветки нужно ломать, носить, - это доселе неведомый, невероятно сложный и трудный вид деятельности для наших прапрапредков. Но в результате этой деятельности прачеловек начинает развиваться, принимать все более и более человеческий образ. И, наконец, в результате этой деятельности, во-первых, его передние конечности обезьяны трансформируются в руки человека, во-вторых, он получит дубину. Обыкновенная толстая ветка в его руках, в результате долгой эволюции, в результате тяжелых усилий по поддержанию огня превращается в дубину. Не всякая толстая ветка может быть дубину, - она будет таковой только в том случае, если имеются навыки, приемы по применению этой толстой ветки как дубиной, как оружием.
А теперь взглянем на все выше написанное с другой стороны.
Климат становится все холоднее и холоднее. Огонь надо поддерживать – это насущная необходимость. Наши первые прачеловеки осознают это. Но они по своему образу жизни ни чем не отличаются от обезьян, т.к. все их отличие заключается всего лишь в осознании того, что ветка, брошенная в огонь, горит и того, что огонь надо поддерживать. Но это не создает им никаких преимуществ в добывании пищи.
Таким образом, можно заключить: - как для обезьян, так и для первых пралюдей формула производства продукта одинакова –
Ппр = Н.
Они, как и животные, могут производить только необходимые средства существования.
А есть ли у них свободное время для того, чтобы они это время, могли использовать для поддержания огня? При той жестокой конкурентной борьбе за пищу, за территорию, которая существует среди животных, и которую мы наблюдаем в природе, вряд ли можно говорить о наличии свободного времени. Даже время отдыха это необходимое время для набора сил перед производством необходимых средств существования. Возможно, свободное время возникает все-таки, при стечении благоприятных обстоятельств, но на это данный вид особей, безусловно, отвечает увеличением своей численности и все возвращается на круги своя.
Есть еще один очень важный момент. Поддержание огня, как мы подчеркивали, это труд, труд тяжелый, требующий дополнительных затрат энергии. Необходимые средства существования прачеловека должны быть больше необходимых средств существования обезьяны:
Нпрачел.>Нобезьяны
Возникновение сознания, таким образом, не только не облегчает жизнь прачеловека, наоборот, усложняет.
Исходя из выше изложенного, можно заключить: – прачеловек не мог заниматься деятельностью по поддержанию огня.
Как же выйти из этой тупиковой ситуации? А выход должен быть, в противном случае все, что было изложено выше неверно, потому что не соответствует историческим реалиям. И он есть. Ответ дает сама история человеческого развития и ответ этот – каннибализм.
Если связать каннибализм с нашей ситуацией, то проблема оказывается решаемой, но более того, каннибализм как историческое явление находит, в связи с этим, логическое объяснение.
Итак, вернемся теперь к нашим первым прачеловекам. Они находятся, как мы знаем, в тупиковой ситуации – они живут с осознанием того, что огонь надо поддерживать, но ни сил, ни времени дополнительных для поддержания огня у них нет.
Но рядом с ними а, пожалуй, и вместе с ними, живут обезьяны, их родственники. Они греются у одного костра, добывают и питаются одной и той же пищей. И вот здесь должен возникнуть, в силу сложившихся обстоятельств, и возникает, антагонизм: - желание отобрать пищу. В связи с этим постоянно вспыхивают ссоры и драки между ними и в этой ситуации, в борьбе со своими бывшими соплеменниками, прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину. В связи стечением всех этих обстоятельств и возникает каннибализм.
Именно благодаря каннибализму прачеловек изыскивает те необходимые дополнительные средства для поддержания огня и формула производства продукции, наконец, уравнивается:
Ппр = Н.
И только затем, по прошествии некоторого времени, их агрессия перекидывается на остальной животный мир. Прачеловек становится охотником после каннибализма, как его следствие. Потому что прачеловеку от обезьяньего рода достался по наследству определенный набор пищи, на остальной мир, это естественно, он смотрел как на нечто несъедобное и не мог смотреть иначе. Именно каннибализм помог преодолеть это психологическое препятствие и с этого момента «меню» прачеловека начинает расширяться, необходимость в каннибализме постепенно само собой отпадает, но отголоски этого явления дошли и до наших дней. Каннибализм просуществовал довольно значительное время и отложился в генетической памяти человека.
Итак, прачеловек становится охотником. А это кроме обильной пищи, дает им еще и сырье – шкуры, кости, сухожилия. Которые они начинают осваивать, приспосабливать под свои нужды. Из шкур изготавливают одежду, жилище, из костей, сухожилий и дерева изобретают копье, лук и стрелы. А это в свою очередь еще больше увеличивает их возможности при добывании пищи, т.е. пищи они начинают добывать больше, чем тогда, когда в руках у них была только дубина. Если вначале прачеловеки производили только необходимые средства существования: Ппр = Н , то затем, с появлением новых «орудий труда» вдобавок к дубине – копья, лука и стрел, они естественно начали производить больше: Ппр<Н, или Ппр=Н+х, где «х» - некоторый излишний продукт.
А как мы знаем, производство излишнего продукта это главное отличие человека от остальной живой природы, следовательно, это и есть момент появления человека.
Таким образом, переход от обезьяны к человеку происходил через три четко выраженных этапа («четко» в сравнении с сценарием К.Маркса). Сначала на нашей планете возникли предпосылки для возникновения сознания, затем следует возникновение сознания и появление прачеловека, затем развитие возникшего сознания и появление человека.
Из нескольких десятков миллионов обезьян по прошествии нескольких миллионов лет на Земле впервые появились первые люди всего лишь не более двух десятков тысяч. Это та плата, которую заплатили обезьяны за качественный скачок совершенный ими, плата за возникновение сознания.
В дальнейшем мы убедимся что и развитие сознания тоже требует затрат и жертв.
Наконец-то мы смогли ответить на все вопросы, которые постоянно вставали перед нами, а именно выяснили:
- человек, в отличии от животных, способен производить излишний(прибавочный) продукт, вследствие того, что человеческий труд, в отличие от труда животных, изначально труд производительный;
- человеческий труд органически и неразрывно состоит из труда физического, данного ему от природы, и труда умственного, который появился у него благодаря возникновению сознания;
- сознание возникло у человека вследствие биологических предпосылок и глобального похолодания климата, произошедшего на нашей планете несколько миллионов лет назад.
В чем же суть развития человеческого общества?
Очевидно, что чем больше у него доля умственного труда, то тем более его труд производителен, тем больше излишнего(прибавочного) продукта он производит, - в этом суть развития материального производства и в конечном итоге развития человеческого общества.
Но умственный труд продукт сознания, значит, сознание и есть первопричина развития человеческого общества.
Сознание развивается, - познает объективные законы природы, здесь сознание, безусловно, вторично по отношению к материи. Затем сознание, применяя на практике в материальном производстве открытия объективных законов природы, - внедряя изобретения, используя более совершенные орудия труда, применяя более совершенные формы организации труда, - отражается в материи, в общественном бытие и тем самым увеличивает производительность, развивает материальное производство. Здесь сознание определенно первично.
В отношении же основного вопроса философии – соотношения материи и сознания, истина, как всегда, оказалась в «золотой» середине, где крайними полюсами являются взгляды материалистов и взгляды идеалистов.
Итак, для того чтобы познать законы человеческого развития нужно познать сознание и законы его развития.
А теперь вернемся к нашему человеку, человеку-охотнику.
Раньше изобретения копья, лука, стрел, одежды изобретается каменный топор. Манипуляции с деревом и камнем (дерево рубят, колют, заостряют) приводит к открытию того, что трение вызывает нагревание тел, в нашем случае камня и дерева. Что в конечном итоге приводит к открытию того, что огонь можно добыть посредством трения.
Это третье открытие сделанное человеком.
С этого момента, - открытия того, что огонь можно добывать посредством трения, - начинается новый период в развитии человеческого общества. Если раньше, до этого момента, люди были ограничены в перемещениях и расселялись по нашей планете относительно медленно, – они в той или иной мере были привязаны к костру, то теперь, в связи с этим открытием, эта зависимость если не исчезает вовсе, то становится значительно слабее. У людей появляется возможность навсегда покидать свой родной очаг и уходить осваивать все новые и новые территории. Начинается период интенсивного освоения нашей планеты. В начале этого периода и на протяжении некоторого, по современным меркам довольно продолжительного, времени, исчезает всякая внутривидовая конкуренция за территорию, за пищу, исчезает антагонизм между первобытными людьми. Именно этот период можно назвать первобытнообщинным коммунизмом. Но со временем, по мере все более полного расселения людей по планете, первобытнообщинный коммунизм сойдет на нет.