Смекни!
smekni.com

Возникновение сознания (стр. 6 из 10)

А теперь сделаем некоторое отступление.

Почему все события, происходившие миллионы лет назад, описываются так, а не иначе? Почему утверждается мной, что сначала было открытие «того», затем «этого» и уже потом «третьего»? Будучи, между тем, дилетантом и в геологии, и в археологии, и в астрологии. Ну и что там скрывать, дорогой читатель, вы если «спец», наверное догадались, дилетант я и в философии.

А по той простой причине, дорогой читатель, что в возникновении и развитии сознания нет, и не может быть хаоса, - развитие сознания это последовательная и логическая цепь открытий, - познаний объективных законов природы. Сначала было открытие того, что ветка, брошенная в огонь, горит, затем, что огонь надо поддерживать и затем, что огонь можно добывать посредством трения. Можно ли нарушить эту последовательность и поменять открытия местами? Это абсурдно. Также абсурдно как, например, если бы сначала были бы открыты элементарные частицы, затем атомы и затем молекулы. И также абсурдно, если бы например, сначала была «теория относительности» Эйнштейна, а затем «классическая механика» Ньютона. Нет, в познании объективных законов природы таких абсурдов не может быть.

И по той простой причине, уважаемый читатель, если вы дошли таки до этой строчки, - именно первые три открытия, как это не парадоксально, наиболее легко установить, объяснить и описать, в каком бы далеком прошлом они не произошли, потому что между ними существует прямая, непосредственная, последовательная логическая связь.

Если все это так. А как иначе? То, чисто исходя из логики, можно легко описать и объяснить все то, что происходило миллионы лет назад и сложно то, что происходило тысячи, сотни лет назад.

И, наконец, и это самое главное, этот труд, скромный или не скромный, будем считать… ну теорией, – новой теорией человеческого развития, тогда она как и всякая другая «правильная» теория, не должна противоречить практике, в нашем случае, не должна противоречить истории человеческого развития, логично объяснять причины тех или иных фактов и явлений. В противном случае эта теория ошибочна. До сих пор удавалось: - человек произошел от обезьяны это факт, и глобальное похолодание тоже факт, и огонь использовался человеком с начала его существования и наконец каннибализм, до сих пор необъяснимый, непонятный факт истории, находит свое объяснение и логически вписывается в новую теорию.

Сознание возникло на основе изменений материи, т.о. сознание есть одна из форм существования материи, а значит, подчиняется объективным законам материального мира. Вместе с тем, хотя сознание и есть одна из форм материи, она обладает такими уникальными свойствами, которые позволяют противопоставить ее материи. Первое, - оно способно познавать объективные законы природы и на этой основе развиваться; второе, - оно способно отражать себя в материи, преобразовывать его. Ни одна другая из форм материи не обладает такими свойствами.

Теперь, после этих отступлений, проанализируем эти три первых открытия в их последовательности и на основе этого анализа определим - Как же идет процесс отражения сознания в общественном бытие?

Сначала было открытие того, что ветка брошенная в огонь – горит. Благодаря этому и возникло сознание. Сознание возникло не вдруг, не на пустом месте, оно возникло на основе биологических предпосылок – некоторой «критической массы» количественных изменений накопленных живой природой и в связи с изменением климата, - глобальным похолоданием. После этого открытия сознание начинает свое, уже самостоятельное развитие.

Далее следует второе открытие: - осознание того, что огонь надо поддерживать. Но так как у прачеловека нет для этого ни дополнительных сил, ни свободного времени, возникает каннибализм. На протяжении этого процесса, изобретаются каменный топор, копье, лук и стрелы, одежда, жилище. Все эти изобретения, появились как следствие этого открытия – не было бы этого открытия, не было бы этих изобретений.

Мы видим, что сначала следует открытие – познание объективных законов природы, затем следует отражение этого открытия на общественном бытие.

Сознание отражается в материи – камне, дереве, кости, шкурах, - преобразует их в дубину, каменный топор, копье, лук и стрелы, одежду, жилища.

Мы видим также, что процесс отражения сознания в материи происходит с дополнительными затратами энергии.

Затем следует третье открытие – открытие того, что огонь можно добывать посредством трения.

Человек к моменту этого открытия уже производит некоторый излишний продукт. Интересный вопрос: - А куда же девается этот излишний продукт? Что с ним происходит?

Продукт этот действительно излишний и никому не принадлежащий, поскольку человек в те времена не мог иметь больше чем мог съесть за один раз. Такой образ существования достался ему в наследство от обезьяньего рода.

Продукт этот присваивается, это естественно. Кем? Очевидно наиболее сильным или наиболее сильными в племени, это тоже естественно.

Теперь вернемся к нашему открытию.

Как человек мог открыть то, что посредством трения можно добыть огонь? Очевидно нужно проводить какие то эксперименты для того чтобы подтвердить на практике свои смутные догадки. Случайно, как это было с первым открытием, это открытие сделать невозможно. Чисто технически. И в природе таких естественных трений между телами, которые способны были бы вызвать огонь, не наблюдается.

Но для того чтобы проводить эти опыты и эксперименты нужно уйма времени – свободного времени. Свободного времени от производства необходимых средств существования.

И такое свободное время есть! Оно есть у того или у тех кто присваивает излишний продукт. Именно эти люди имеют возможность сделать это открытие.

Далее. Процесс отражения сознания в материи происходит постепенно. Изобретаются сначала дубина затем каменный топор, копье, лук и стрелы и т.д. Но вместе с этим процессом происходит процесс увеличения производства излишнего продукта, что в свою очередь к увеличению свободного времени.

Первоначально, вероятно, не удовлетворяя даже всех потребностей одного человека, излишний продукт, все увеличиваясь и увеличиваясь, - превосходит их.

Так, вероятно, в племени появились сначала вождь племени, затем жрецы.

С увеличением свободного времени увеличивается и вероятность открытия того, что посредством трения можно добыть огонь.

Открытие не может совершиться сразу после того, как появится свободное время, так как для присвоения излишнего продукта нужна сила, а для совершения открытия нужен ум. И необходим некоторый промежуток времени, для того чтобы эти два качества сконцентрировались в одном человеке.

Итак, подведем итог наших рассуждений.

Развитие сознания, по сути:

- есть единство взаимосвязанных форм, - стадий прерывности и непрерывности, - отражения материи в сознании(открытий) и отражения сознании в материи(освоения этих открытий);

- есть переход количественных изменений(набор «критической массы» свободного времени) в качественные(совершение открытия).

Появление и дальнейшее увеличение излишнего продукта ведет к расслоению человеческого общества – на производителей излишнего продукта и на потребителей излишнего продукта.

В сфере человеческого труда, в процессе освоения открытия, увеличивается доля умственного труда.

Как стадия открытия, так и стадия освоения открытия требует первоначальных затрат энергии.

Теперь вооружившись этими знаниями, рассмотрим, как развивалось человеческое общество с древних времен до наших дней.


7.РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

Рабовладельческий строй.

С дальнейшим развитием человеческого общества, первобытно-общинный строй переходит в рабовладельческий.

Каковы причины этого перехода?

Первобытные люди были «детьми» природы – они пользовались дарами природы, но ни как не производили, в смысле этого слова, средств существования. При рабовладельческом строе мы видим иную картину, – люди уже производят средства существования, - занимаются земледелием, скотоводством, ремеслом.

Коренным образом меняется характер присвоения. Вождь, жрецы присваивали излишний продукт, добытый в природе, рабовладелец же присваивает уже прибавочный продукт, получаемый при производстве.

Т.о. возникновение производства как такового и есть причина возникновения рабовладельческого строя.

Конечно производство имело место и при первобытно-общинном строе, но, надо думать, это были зачатки рабовладельческого строя. Рабовладельческий строй не мог возникнуть сразу, вдруг, как бы ни откуда.

Переход из первобытнообщинного строя к рабовладельческому происходил постепенно и совершенно незаметно для субъектов: - людей племени с одной стороны и вождя племени и жрецов с другой. При первобытнообщинном строе вождь и жрецы присваивали излишний продукт, а их соплеменникам, так или иначе оставались необходимые средства существования, но и при рабовладельческом строе рабовладелец присваивает прибавочный продукт, а рабу, так или иначе, остаются необходимые средства существования.

Т.о. формула производства продукции для рабовладельческого строя остается такой же - Ппр=Н+х

Феодальный строй.

С развитием земледелия и применения тяговой силы для пахоты, рабовладельческий строй вытесняется феодальным.

Лошадь и плуг средства довольно дорогие и рабовладелец не может доверять их рабу, кроме как, не передав их ему в собственность. Так появляется крестьянин, который в отличие от раба становится собственником средств производства, а рабовладелец превращается в феодала. Это можно выразить формулой : -