Смекни!
smekni.com

Восточная философия (стр. 3 из 3)

Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та и другая школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, однако они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм и в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания. При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.

Заключение

Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер.

Натурфилософский характер Упанишад ярко проявляется в их космогонических теориях.

Общие черты философских школ Древней Индии состоят в следующем:

1. окружающий мир и личность тесно связаны;

2. философия Древней Индии обращена внутрь человека;

3. жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние;

4. философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;

5. учение о перерождении, вечный круговорот жизни и смерти;

6. учение о Карме – сумме злых и добрых дел каждого человека.

Таким образом, древнеиндийская философия направлена не на изменение внешних условий существования, а на самосовершенствование. Другими словами, она носит не экстравертивный, а интровертивный характер.

Огромное влияние Упанишады имели на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о Сансаре и Карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии. Большое значение Упанишады оказали, в частности, на различные философские системы индуизма и буддизма. Их влияние обнаруживается и во взглядах таких крупных мыслителей, как Раммохон Рая, Ганди, Шопенгауэр.

Философия материалистов была односторонним мировоззрением, отрицающим роль интеллекта, разума в познании. Поэтому с ее точки зрения невозможно было объяснить, откуда берутся абстрактные, всеобщие идеи и моральные идеалы. Результатом этой односторонности явились нигилизм, скептицизм и субъективизм. Поскольку органы чувств принадлежат отдельному человеку, то, следовательно, и истина у каждого может быть только своя. Результатом этой односторонности является также отрицание ими высших нравственных целей и ценностей.

Однако несмотря на эти явные недостатки, школа чарваков положила начало критики брахманистского направления и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Философия Китая редко прибегала к естественнонаучному материалу, Исключением была школа моистов. Философия политики – вот что интересовало мыслителей Китая на протяжении веков.

Философия Китая того времени не имела строго понятийного аппарата, теоретизирования натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Философская мысль направлялась не на выработку идеала, а на поддержание сиюминутной дальности (золотой век Китая уже шел).

Практицизм теоретических поисков – характерная черта китайской философии: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным мерилом.

Отрыв китайской философии от логики и естествознания замедлили формирование понятийного аппарата. Метод логического анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным.

Китайская философия древности направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.


[1] От санскр. upa – рядом и sad – сидеть с учителем.

[2] Конфуций. Изречения. – М.: МГУ, 1994. – С. 27.

[3] История китайской философии: Пер. с кит. – М.: 1989. – С. 8.