1. Особенности древнеиндийской философии. Проблема философии как центральная проблема древнеиндийской философии
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии. Древнеиндийская философия не верит, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью. В древнеиндийской философии выделяются 3 основных этапа:
Ведический период
Классический период
Индуистский период
В становлении древнеиндийской философии большую роль сыграли Веды. Слово Веда, с санскрита переводится как «знание». В сущности, Веды – это религиозно-философские трактаты.
Традиционно все индийские школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Различие между ними заключалось в том, что ортодоксальные школы признавали авторитет вед, а неортодоксальные его не признают.
Онтология[1] индийской философии опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязи. Бытие и небытие ассоциируется с выдохом и вдохом Брахмы. Который в свою очередь живёт 100 космических лет. После его смерти царит небытие 100 космических лет. После чего он вновь рождается.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии[2] является изучение процессов происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Индийская философия, в отличие от западной философии, уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного[3]. Поскольку они верили в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно историю философии. Эстетика[4] и учение об обществе и государстве являются у них отдельно стоящими науками.
Основные проблемы древнеиндийской философии тождественны проблемам философии. Как, например, проблема целостного строения бытия или гносеологические проблемы и многие другие.
2. Ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) школы, их противостояние и взаимное влияние
Примерно с VI в. до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источниках. К основным ортодоксальным школам относятся: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Веданта, Миманса. К неортодоксальным школам относятся: школа Чарвака-Локаята, Джайнизм и Буддизм.
Все школы существовали параллельно.
Шесть ортодоксальных школ, посредством которых распространялась Ведическая мудрость, образовывали Шад-Даршан (что букв. переводится, как «Шесть философских взглядов»). Они охарактеризованы, как Астика (это так), потому что все они признают Веды как авторитетные. В противоположность им все неортодоксальные школы охарактеризованы, как Настика (это не так).
Изначально, 6 ортодоксальных школ были отделами изучения в цельном понимании Вед. Ньяя – комплектует правила философских дебатов и определяет основные обсуждаемые объекты: физический мир, душа, Бог и освобождение. Вайшешика – занимает метод Ньяи или логики в более глубоком анализе затруднительного положения материального существования, путем показа, что видимые материальные формы, к которым мы все так привязаны, в конце концов, разрушаются на невидимые атомы. Санкхья – развивает этот аналитический процесс дальше, чтобы помочь душе стать отдельной от материи. Через Йогу душа пробуждает свое внутреннее духовное видение, чтобы увидеть себя за пределами тела. Миманса – направляет душу к целям Ведического ритуализма. Веданта – фокусирует на высшей цели, которой учат Упанишады.
3. Ведийская предфилософия и протофилософия Упанишад
Веды формировались во второй половине II — начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме. Традиционно веды делятся на 4 части: 1) Ригведа – собрание 1017 гимнов, обращённых к ведическим богам; 2) Самаведа – описание правильного произнесения гимнов Ригведы; 3) Яджурведа – описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы; 4) Атхарваведа – собрание заклинаний, обращённые к богам, демонам, духам и т.п.
В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов. В системе священных текстов (шрути) выделяются 4 типа текстов: 1) Веды – гимны и заклинания, описания ритуалов; 2) Брахманы – комментарии к ведам; 3) Араньяки (книги лесных отшельников) – комментарии к ведам, предназначенные для отшельников; 4) Упанишады (сидение у ног учителя) – религиозно-философские тексты.
В гимнах Вед зарождаются термины и понятия, которые играют важную роль не только в Упанишадах, но во всей философии Индии. Упанишады — собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле слова. Характерно само название этих произведений – обозначает дословно «сидение у ног учителя». В текстах Упанишад подчеркивается, что они представляют собой тайное учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей. Упанишады — это своеобразные тексты, сочиненные различными, часто известными авторами, в различное время и на разные темы. Каждый текст — это изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца. В жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов. Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе. Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами. К упанишадам в индийской традиции относят 108 книг, создававшиеся с VI в. до н.э. и по XVI в. н.э. Говоря о древнеиндийской философии, имеют ввиду прежде всего упанишады, созданные в I тыс. до н.э. В упанишадах в роли бога — творца мира фигурирует бог Брахман, в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего.
4. Учение об Атмане и Брахмане
Брахман и Атман вместе выражают одну из основных идей упанишад. Атман – индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я». Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами. Универсальность брахмана достигается им через познание самого себя. Т.е. Атман - нечто личностное; Брахман - нечто объективное. Под Брахманом понимается высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Он вне пространства, вне времени, вне причинно-следственных связей, свободен от качеств и действий, внеположен феноменальному миру и не выразим в положительных терминах и в рамках логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно. Понятие Брахмана обычно выражается существительным среднего рода, но его можно встретить и в мужском роде, обозначающем идею бога-творца, служащего проявлением высшего начала, абсолюта. Вне Брахмана ничего нет, но все, что есть в бытии, заключено в Брахмане как в зародыше. Брахман – это зародыш всего сущего. В большинстве текстов Брахман — это абсолютная первооснова, субстанция, первопричина всего существующего, начало и конец всех вещей, всех существ, то есть то, из чего эти существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти. В Брахмане не бывает изменении, хотя всякое изменение основано на нем. Нет ничего вне его, нет ничего отличного от него. В Брахмане помещается вся множественность мира.
Атман — «душа» происходит от корня «as» — дышать, который в санскрите дал одну из форм глагола «быть». Дыхание — это та тонкая нить, которая не позволяет совсем отрешиться от материальных условий бытия. Дыхание — это то, чего не видно, но оно есть бытие наше и прекратись оно, прекратится и жизнь. Учение об Атмане восходит к Ригведе, где Атман не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизическая сущность дыхания. Атман в Упанишадах — это обозначение субъективного психического начала — души. Он может пониматься как в личном плане, так и в универсальном. В этом последнем значении Атман — основа всего, он пронизывает все сущее, он одновременно меньше ядра просяного зернышка и больше всех миров. Атман — это вечная и неизменная, деятельная сущность мира; в соответствии со своими истинными желаниями и замыслами он постоянно активен в мире, особенно в теле человека.
Таким образом, понятие Атмана, мира-души, развившееся из понятия мира — Пуруши, вырастает в Упанишадах в безличную причину всего сущего — в Брахмана, а Брахман, в свою очередь, есть материализованная во всех существующих вещах сила, которая создает, поддерживает, сохраняет и возвращает к себе обратно «все миры», всю природу. «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Они противоположны друг другу и одновременно тождественны. На высшем уровне развития субъективного «Я» мир и сознание индивида сливаются воедино.
5. Этика Упанишад
Цель упанишад заключается не столько в достижении философской истины, сколько в том, чтобы принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу. Не будучи систематической философией или произведением одного автора или даже произведением одного и того же века, они содержат в себе многое, что является противоречивым и ненаучным. Упанишады не содержат в себе каких-либо философских синтезов как таковых - типа систем Аристотеля или Канта. Они имеют скорее интуитивную, чем логическую, последовательность и являют собой известные основные идеи. Упанишады считают идеалом достижение единства с богом. Мир существует не для самого себя. Он происходит от бога и должен, поэтому искать свое успокоение в боге. Бог находится в человеке не столь явно, чтобы человек мог обладать им без сосредоточенности, без усилий или борьбы. Бог присутствует как потенция или возможность. И долг человека - ухватиться за него силой и действием. Если человек не делает этого, он не выполняет своего долга как человек. Бог в человеке - это задача, а также и факт, проблема и вместе с тем обладание. Идеал этики - это самосознание. Моральное поведение - это самосознающее поведение, если под я мы подразумеваем не эмпирическое я со всеми его слабостями и вульгарностью, себялюбием и мелочностью, а более глубокую природу человека, свободную от всех уз эгоистической индивидуальности. Желания должны сдерживаться. Когда рулем управляет желание, душа терпит кораблекрушение, так как это не соответствует закону человеческого существования. Если мы не признаём идеала, предписываемого разумом, и не считаемся с высоким моральным законом, наша жизнь будет такой же, как животное существование, без конца и цели, где мы беспорядочно заняты, любим, ненавидим, заботимся и убиваем без цели и причины. упанишады настаивают на духовной стороне морали и придают большое значение мотиву поведения. Внутренняя чистота важнее, чем внешнее подчинение. Упанишады не только говорят "не укради", "не убий", они также провозглашают "не домогайся чужого" или "не ненавидь или не поддавайся гневу, злости и жадности". Разум должен быть очищен, ибо нет смысла обрезать ветви, оставляя корни целыми. Упанишады требуют от нас рассматривать весь мир как рожденный богом, подобно я человека. упанишады действительно допускают, что нравственность и любовь являются формами высшего самосознания, ко они возражают только против слова "эгоизм" со всем тем, что с ним связано. Любовь конечного имеет только прикладную ценность, в то время как любовь вечного имеет внутреннюю сокровенную ценность. Упанишады требуют для духовной борьбы некоторой физической подготовки. Как очистителями тела для этого пользуются очищением, постом, воздержанием, уединением и т. д. Это очищение тела, освобождение от чувственного и развитие духовного не имеют ничего общего с самоистязанием. Чтобы достичь победы над страстями, иногда необходима дисциплина. Упанишады заявляют, что все люди имеют возможность возвыситься до вершины своего божественного состояния и могут осуществить это, если они приложат к этому старание.