Закон превращения количественных изменений в качественные и качественных изменений в количественные. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;
Закон взаимопроникновения противоположностей, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;
Закон отрицания отрицания, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:
1) преодоление старого;
2) преемственность в развитии;
3) утверждение нового. [1]
Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоят в признании разумности мира: "Все действительное - разумно, все разумное - действительно". Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму - оптимистическая философия.
В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное.
Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии марксизма.
Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли развернутую систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.
Философия Гегеля оказала огромное чарующее воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством.
Уже к середине века оно подверглось критике с двух противоположных сторон: "слева" - со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и "справа" - со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницще).
В своем философском эссе я рассмотрела философскую систему великого немецкого ученого Г. Гегеля. Этот философ создал диалектический метод, с помощью которого впервые представил весь материальный и духовный мир не как нечто застывшее, от века данное, а как процесс постоянного изменения, преобразования и развития, стремясь вскрыть внутренний источник этого движения.
Согласно гегелевской диалектике, источником всякого, в том числе общественного, развития выступают внутренние противоречия, присущие всем вещам. Но, диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута.
Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.
Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она и послужила исходным пунктом разработки философии марксизма, оказала огромное воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание.
Поэтому главной заслугой Гегеля в истории философии является создание им первой в истории философской мысли развернутой системы диалектической логики, обогатившей философию множеством новых идей.
ТЕРМИН ПОНЯТИЯ | Содержание ПОНЯТИЯ |
Абсолют -(Философский энциклопедический словарь ⁄ ред. кол. С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - с.5) | (от лат. аbsolutus- безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию |
Абсолютный дух -(Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - с.126) | в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи |
Абсолютная идея -(Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004 - с.21) | основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность |
Абсолютная истина - (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004 - с.25) | означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, которое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания |
Антитезис- (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - с.15) | переход в противоположность, отрицание (входит в состав схемы диалектического развития) |
Антропологизм -(Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - с.431) | (греч. anthropos - человек), философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более важную, чем понятия материи и сознания, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении. |
Диалектика - | (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю), наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. |
Объект-(Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004. - 320с) | (от лат. objectum - предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект. |
Триада -(Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004. - 320с) | (от греч. Trias - род. triados - троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). |
Идеализм -(Под общ. ред. Блауберга И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии - М.: Политиздат, 1982. - 100с) | противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. |
Самосознание - (Золкин А.Л. Философия: учебник для студ. вузов - М.: ЮНИТИ, 2005 - с.182) | сознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности |
Синтез- (Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - с.435) | соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания |
Тезис - (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - с.256) | в философии Гегеля это исходный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с антитезисом триаду |
"Феноменология духа" - (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - с.124) | часть философской системы Гегеля, где рассматриваются последовательно сменяющие друг друга конкретные формы проявления абсолютного духа, этапы его исторического развития. |
1) Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 506с.
2) Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО - М.: Гардарики, 2007. - 439с.
3) Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 576с.
4) Максименко О.В. Основоположники духовных течений. - М.: Астрель, 2004. - 267с.
5) Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 816с.
6) Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2003. – 318 с.