Смекни!
smekni.com

Геософия в трудах евразийцев (стр. 14 из 14)

Третьим, кто пытался построить новую картину мира (темпомира) является Пригожин и его синергетика. Этой позиции соответствует теория пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева.

Таким образом, прослеживается эволюция и связь людей, казалось бы, из разных областей знания. Но всех их объединяет одно – исследование и поиск путей человечества, поиск его места на Земле и во Вселенной.

Рассматривая географический детерминизм, как методологический принцип в контексте традиционных методологий философского познания мы обобщаем основные положения:

1.Принцип географического детерминизма – есть основа научных теорий Мечникова, Савицкого, Вернадского, Гумилева как методология философско-исторического раскрытия общественного развития.

2.Принцип геософии, как синтеза географии и философии, определяет смысловой и системный характер раскрытия общественных процессов в теориях сторонников географической школы геософии: в онтологии – принцип всеединства (Соловьев) человечества на Земле; в гносеологии – теория этногенеза и пассионарности Гумилева, и осознание своего единства с «месторазвитием» Савицкого и Вернадского; в историософии и социальной философии – учение о социальном прогрессе Мечникова, понятие России как особого географического мира евразийцев (их геософия всеединства), теория этногенеза Гумилева. Особое значение геософия приобретает в социологии.

3. Географический детерминизм – как основополагающий принцип геософии, вписанный в религиозно-философский контекст российской мысли, является средством преодоления парадигмальных устоев классического рационализма европейской культуры. Универсальность географического детерминизма на русской почве фактически снимает противопоставление субъекта и объекта, полагая в качестве их высшего единства слияние в единое целое, в «географический индивидуум», в котором моменты антиномической множественности есть конструктивное начало.

4.В геософии происходит переход от первичных, весьма абстрактных, недостаточно внутри себя расчлененных и развитых представлений о целостном мире к их дифференциации и конкретизации. Складываются различные образы этого мира. В историческом аспекте одни из них могут быть представлены в качестве отдельных его слагаемых (целостность мира в географическом измерении, экономическом, духовно-культурном и пр.), другие же имеют скорее исторически преходящее значение и выступают в качестве ступеней его формирования, прорастая в наш мир, во многом еще традиционный, по многим параметрам расколотый, постепенно замещая и вытесняя его.

5.Каждая конкретная концепция в системе географического детерминизма, как методологического принципа, есть завершенная целостность, дающая единство методологических, смысловых и культурно-исторических оснований, общих для всего течения геософии.

В настоящее время, в науке возникла и развивается традиция соотносить становление целостного мира с наличием общемировых, глобальных проблем, оказывающих влияние на всю мировую общественную жизнь. По-видимому, возникновение таких проблем модно рассматривать как точку отсчета на шкале становления целостного мира и как предпосылку формирования других (вторичных и т.д.) его обликов, типов, форм. Иначе говоря, глобальные проблемы как бы стягивают наш противоречивый и очень многообразный мир в целостность.

Все это способствует формированию всепланетного сознания, в центре которого обостренное мироощущение и понимание того, что разделенный всевозможными границами экономическими, политическими, идеологическими, национальными перегородками противоречий мир, тем не менее, в самом своем фундаменте имеет некую общность, связующее единство, которое и придает ему целостность.

Изучение формирования сложных живых систем позволяет сделать вывод о том, что стабильность и жизнеспособность подобных систем зависит во многом от внутренней дифференцированности (разделение функций) составляющих их элементов, своеобразия и богатства заключенного в них потенциала жизнеобеспечения. Чем выше уровень дифференцированности и чем богаче уникальное содержание элементов системы, чем мощнее их потенциал жизнеобеспечения, тем больше и потенциал системы в целом, возможности ее эволюции и совершенствования.

Из вышесказанного следует, что социально неоднородный, ассиметричный, противоречивый мир – нормальный жизнеспособный мир. Минувшие тысячелетия, на протяжении которых возникали и исчезали в небытие страны, государства, народы, цивилизации, не предыстория человечества, а самая подлинная история. Внутренняя разнородность нынешнего мира (формационная, цивилизационная, культурная, этническая), обретающего признаки целостной системы – это не проклятие на голову современного человека, а великое сокровище, которое просто надо уметь использовать. При условии налаживания адекватных связей между элементами этой системы, между цивилизациями, культурами, этносами ее внутренняя разнородность будет выступать как конструктивный фактор.

Эмпирия нашего мира свидетельствует о четко выраженной тенденции к его интеграции, необходимости единения человечества перед лицом обрушившихся на него глобальных проблем. Но единый мир, о котором так мечтали пророки, мудрецы и святые, становление, которого идет у нас на глазах, - это совсем не монолит. Именно многообразие составляющих данный мир цивилизаций и культур обеспечивает соединение воедино составляющих мир элементов, придает ему устойчивость, делает его внутренне единым, целым, человеческим миром.


Библиография.

1. Аристотель «Политика» М., 1967г.

2. Банных С.Г. «Географический детерминизм: от Л. Мечникова до Л. Гумилева» (исторические очерки) г. Екатеринбург, 1997 г.

3. Бердяев Н.А. «Русская идея» М., 1994 г.

4. Бердяев Н.А. «О русской философии» С., 1991 г.

5. Бэкр К.М. «Автобиография» М., 1950 г.

6. Бэкр К.М. «Переписка» Л., 1970 г.

7. Вернадский Г.В.«О движении русского племени на Восток» (науч.-истор. журнал т.1.)

8. Вернадский Г.В. «Россия как особый географический мир» Прага, 1937 г.

9. Вернадский Г.В. «Начертание русской истории» Прага, 1927 г.

10. Вернадский Г.В. «Биосфера» в двух томах. М., 1960 г.

11. Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста» М., 1988 г.

12. Вергазова Е.Г. «Философские взгляды С.М. Соловьева» СПб., 1993 г.

13. Гердер И.Г. «Избранные произведения» М., 1955 г, в двух томах.

14. Гумилев Л.Н. «Хунны» М., 1960 г.

15. Гумилев Л.Н. «Истоки ритма климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии» (История СССР, 1967 г., № 1)

16. Гумилев Л.Н. «Изменение климата и миграция кочевников» (природа, 1962 г., № 4)

17. Гумилев Л.Н. «Древние тюрки» М., 1960 г.

18. Гумилев Л.Н. «Этногенез и биосфера Земли» М., 1993 г.

19. Гумилев Л.Н. «Заметки последнего евразийца» (Новый мир, 1991 г., № 1)

20. Гумилев Л.Н. «Открытие Хазарии» СПб-М., 2002 г.

21. Гумилев Л.Н. «От Руси к России» М., 2002 г.

22. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая Степь» М., 2000 г.

23. Гумилев Л.Н. «Этногенез: история природы и история человека» М., 2002 г.

24. Гумилев Л.Н. «Интервью с Л.Гумилевым: Если Россия будет спасена, то только через евразийство» (Начало, М., 1992 г., № 4)

25. Гумилев Л.Н. «Тысячелетие вокруг Каспия» М., 2000 г.

26. Гумилев Л.Н. «Поиски вымышленного царства» М., 1970 г.

27. Гумилев Л.Н. «География этноса в исторический период» Л., 1990 г.

28. Гумилев Л.Н. «Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии» (Народы Азии и Африки, 1966 г., № 4)

29. Ключевский В.О. «Сочинения» М., 1956 г., в девяти томах.

30. Мамонова М.А. «Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления» М., 1991 г.

31. Мечников Л.И. «Цивилизации и великие исторические реки» г. Харьков, 1899 г.

32. Монтескье Ш. «О духе законов» СПб, 1968 г.

33. Нусхаев А.Л. «Россия – Русь. Россия – Евразия духа: национальная идеология» Элиста, 1997 г.

34. Плеханов Г.В. «Собрание сочинений» М.-Л., 1935 г.

35. повесть временных лет преподобного Нестора. М., 1986 г.

36. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса» М. 1986 г.

37. Савицкий П.Н. «Миграции культуры. Исход к востоку» г. София, 1921 г.

38. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» М., 1965 г.

39. Сухов Н.Г. «Карл Риттер и географическая наука в России» Л., 1990 г.

40. Трубецкой Н.С. «Наследие Чингисхана. Взгляд на историю не с Запада, а с Востока» Прага, 1937 г.

41. Хоружий С.С. «Полюса Евразийства» (новый мир, 1991 г., № 1)

42. Эльзон Д.Н. «Н.С. Гумилев. Библиография. Посвящается Л.Н. Гумилеву» М., 1998 г.

43. Яцунский В.К. «Историческая география» М., 1995 г.