Применительно к процессам преобразования природы эту функцию выполняют естественные и технические науки. Процессы изменения социальных объектов исследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты - предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры и т.д., - постольку все они могут стать предметами научного исследования.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты ее будущего преобразования), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет первую главную особенность научного познания. [4]
Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека. Так, например, в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной "склейке" с ними. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету.. В науке же особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; портрет, написанный великим художником, всегда выступает и как автопортрет).
Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты.
Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера.
Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры.
Здесь сразу же возникает вопрос: ну, а как тогда быть с субъектом деятельности, с его целями, ценностями, состояниями его сознания? Все это принадлежит к компонентам субъектной структуры деятельности, но ведь наука способна исследовать и эти компоненты, потому что для нее нет запретов на исследование каких-либо реально существующих феноменов. Ответ на эти вопросы довольно простой: да, наука может исследовать любые феномены жизни человека и его сознания, она может исследовать и деятельность, и человеческую психику, и культуру, но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Субъектную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект. А там, где наука не может сконструировать предмет и представить его "естественную жизнь", определяемую его сущностными связями, там и кончаются ее притязания. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе, и с особой точки зрения. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно и безграничность и ограниченность науки, поскольку человек как самодеятельное, сознательное существо обладает свободой воли, и он не только объект, он еще и субъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут быть исчерпаны научным знанием, даже если предположить, что такое всеобъемлющее научное знание о человеке, его жизнедеятельности может быть получено.
Бурное развитие науки в XX - ХХI в., укрепление ее взаимосвязей с техникой, со всеми другими сферами общественной жизни и т. п. породили различные, порой полярные, оценки самой науки и ее возможностей со стороны философов, социологов, ученых специалистов. Так, например, М. Вебер считал, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-первых «технику овладения жизнью» — как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними. Но, согласно Верберу, науку не следует рассматривать как путь к счастью. Башляр был убежден в том, что возлагать на науку ответственность за жестокость современного человека — значит переносить тяжесть преступления с убийцы на орудие преступления. Все это не имеет отношения к науке. Мы только уйдем в сторону от существа проблемы, если будем перекладывать на науку ответственность за извращение человеческих ценностей.[5]
Заключение
В заключении хотелось бы отметить следующие основные моменты:
1.По мнению ученых, современная научно-техническая революция имеет положительные и отрицательные последствия, последние создают так называемые глобальные проблемы.
2.Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.
3. Первая - предотвращение мировой термоядерной войны. Это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения.
4. Вторая - нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Старая парадигма, будто природа - бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Экологический кризис наших дней — не временное затруднение, не досадное препятствие, которое можно легко отодвинуть. Экология должна стать первой парадигмой политики, главной определяющей причиной экономических усилий, предметом первостепенного внимания идеологов и теоретиков.
5.Третья - проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности.
6. Идея бесконечного прогресса в развитии цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм с его требованиями ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, по существу, предлагает возврат к традиционным обществам. Но на этих путях в современных условиях невозможно решить проблему обеспечения постоянно растущего населения элементарными жизненными благами.
7. Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения.
8. Обобщения о глобальных проблемах человечества и проблеме ценности научно- исследовательского прогресса, и верная методология помогают нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории, выявить особенности различных (и нередко прямо противоположных) социальных образований, дать человеку основные ценностно-мировоззренческие ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.
Список используемой литературы
1.Философия и методология науки: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Философия (конспект лекций). - М.: "Приор-издат", 2005.
3. Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.
4. Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. — М.: Эксмо, 2008.
5. Канке В.А. Основы философии:Учеб.для студ.средн.спец. учеб.заведений. – М.: Логос; Высш.шк., 2000.
[1] Горелов А.А.Философия в вопросах и ответах. — М.: Эксмо, 2008.
[2] Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.
[3] В.С. Степин, В.Г. Горохов. Философия науки и техники. – Интернет ресурсы. 2008.
[4] Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.
[5]Канке В.А.Основы философии:Учеб.для студ.средн.спец. учеб.заведений. – М.:Логос; Высш.шк., 2000.