-М-
121. МАКРОКОСМ - (греч. "makro" и "kosmoz", "мир") - "большой космос", "мир", "вселенная".
122. МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ - (лат. "manifestare", "проявлять", "делать явным", "открывать", "обнаруживать") - учение о субстанциальном единстве мира и его божественной причины.
123. МАНИХЕЙСТВО - дуалистическое течение, распространившееся в Сирии, Иране, Средней Азии, Египте и Индии в III веке н.э. под влиянием религиозного проповедника Мани. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Мани был казнен за распространение ереси зороастрийскими магами. В основе учения Мани лежит религиозный дуализм, сопряженный с элементами зороастризма, иудаизма и христианства. Согласно манихейству, вся история мира это нескончаемая битва "детей света" с "детьми тьмы". В I тыс. н.э. его влияние простиралось от Китая до Испании; манихеи подвергались гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в VIII в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
124. МАТЕРИАЛИЗМ — одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи.
125. МАШИАХ - (ивр. "помазанный") - мессия, спаситель, приход которого иудеи ожидают в конце времен.
126. МЕДИАКРАТИЯ - (англ. "media", "средства массовой информации", греч. "kratoz" - "власть", "сила") - власть с помощью СМИ, характерная черта постиндустриального общества и постполитики.
127. МЕЗОНТОЛОГИЯ - (греч. me- отрицательная частица, "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") - отсуствие у какого-то явления бытия, "небытийность", онтологическая фиктивность, иллюзорность.
128. МЕНТАЛЬНОСТЬ - (лат. "mens", "разум") - мыслительная способность человека. Природа, онтология и структура мыслительного процесса в разных философских школах определяются различно.
129. МЕРИТОКРАТИЯ - (лат. "meritus" - "заслуга" и греч. "kratoz" - "власть", "сила") - "власть заслуженных", "достойных".
130. МЕССИАНИЗМ - (евр. "машиах", "помазанный", "мессия") - религиозное течение, сконцентрированное на ожидании прихода Спасителя, Мессии. Мессианизм свойственен христианству, иудаизму, в определенном смысле - зороастризму, исламскому шиизму и исмаилизму. Бывает ортодоксальным, остающимся в рамках классических религиозных догматов и еретическим (выходящим за эти догматы). Мессианизм присущ большинству религиозных сект, проповедующих наступление скорого "конца света".
131. МЕСТОРАЗВИТИЕ - термин евразийской философии, обозначающий качественное влияние пространственного фактора, ландшафта, окружающей среды и т.д. на исторические события, культуру, социальные и политические системы этносов.
132. МЕТАФИЗИКА — (в смысле антидиалектика) — философская методология, отрицающая появление нового качества в развитии природы, общества и мышления.
133. МЕТЕМПСИХОЗ - ("metemyucoz", греч. "meta", "через" и "yuch", "душа") - дословно "переселение душ".
134. МЕХАНИЦИЗМ — односторонний принцип познания, основанный на признании доминирующей механической формы движения материи и сводящей все остальные формы к ней.
135. МИКРОКОСМ - (греч. "mikro", "маленький" и "kosmoz", "мир") - "малый космос". В греческой и позднейшей герметической философии "человек" понимался как созданный по образу и подобию Вселенной.
136. МИРОВАЯ ДУША - термин платоновской философии, означает духовную субстанцию, организующую миропорядок, источник небесных идей.
137. МИСТИКА — религиозная практика, в основе которой соединение с абсолютом дается в экстазе.
138. МИФ - (греч. "muqhoz", "молчание", "тайное предание") - изначально сказания о деяниях богов и подвигах героев, передававшиеся тайно из уст в уста. Мифы имели огромное влияние на формирование древней культуры и религии.
139. МОДЕРН - (фр. "moderne", современный, современность) - исторический период, начавшийся с эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), то же, что Новое время.
140. МОНДИАЛИЗМ - (франц. "monde", "мир") - термин, употребляемый в латиноязычных странах для описания явления глобализма. Понятие "мондиализм" подчеркивает политическую, мировоззренческую составляющую явления глобализма, тогда как собственно "глобализм" больше описывает технологический и цивилизационный подход к человечеству как к единой и однородной системе. В российский политологический лексикон введен А.Г. Дугиным в 1991 г.
142. МОНОТЕИЗМ - (греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.
143. МОРФОЛОГИЯ - (греч. "morfo", "форма" и "logoz", "учение") - "учение о формах".
-Н-
144. НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ — представление о том, что все характеристики внешнего мира, данные в обыденном опыте, исчерпывающе выражают объективную реальность.
145. НАТУРАЛИЗМ — философский взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единое целое. В соответствии с этим принцип единства единообразно объединяет все природные и социальные процессы.
146. НИГИЛИЗМ - (лат. "nihil", "ничто") - отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях, философский подход, отрицающий реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным.
147. НИРВАНА - (санскр. "никакое") - состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.
148. НОБИЛЬ - (франц. "noble", лат. "nobilitas", "знать", "благородное сословие", "благородный", "благородного происхождения") - "знать", "аристократы" в противоположность "народу", "черни".
149. НОВОЕ ВРЕМЯ - эпоха, начавшаяся с середины XVI века в Европе и характеризующаяся усугубляющимся разрывом с Традицией.
150. НОМИНАЛИЗМ - (лат. "nomen", "имя") - направление средневековой схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И. Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами, существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV веках (У. Оккам и его школа).
151. НОМОКРАТИЯ - (греч. "nomoz", "закон" и "kratoz" - "сила", власть") - "законовластие", "всевластие закона". Либеральная теория права, утверждающая, что все социально-политические процессы должны регулироваться исключительно системой четко прописанных правовых нормативов, с минимальным вовлечением иных факторов - политических, духовных, экзистенциальных.
152. НОНКОНФОРМИЗМ - (лат. "non", "нет", "не" и "conformism", "уподобление", "адаптация", "приятие", "отсутствие сопротивления") - позиция несогласия с общепринятыми установками в политике, культуре, искусстве и т.д. Нонконформистом является тот, кто не принимает нормативы социально-политического строя и не адаптирует собственную позицию к изменившимся условиям.
153. НОУМЕН - в философии Канта "реальность-в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.
155. ОБЪЕКТИВИЗМ — мировоззренческая позиция, в основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и общественных явлений.
156. ОККАЗИОНАЛИЗМ — направление в западноевропейской философии, утверждающее принципиальную невозможность дуализма, соответствия души и тела.
157. ОККУЛЬТИЗМ — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке, недоступных ни опыту,ниразуму.
158. ОЛИГАРХИЯ - (греч. "oligo", "некоторый", "какой-то" и "arch", "начальство", "власть") - "власть ограниченного числа людей". В отличие от аристократии олигархическая власть может быть непрямой, "косвенной" и ненаследственной. Этот термин более технический, нежели юридический.
159. ОНТОЛОГИЯ - (греч. "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") - "учение о бытии".
160. ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ — направление в методологии научного знания, сводящее знание к эмпирическим процедурам измерения и операциям.
161. ОППОРТУНИЗМ - (лат. "opportunitas", "случай", "подвернувшаяся возможность") - политическая позиция, состоящая в использовании любой ситуации для конкретных личных или групповых нужд отдельного политика или партии в ущерб идеологической последовательности и политической логике.