201. САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ - модель восприятия пространства как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом.
202. САКРАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ( лат. "sacrum", "sacro", "священный", "святой", "освященный") - цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает полный и общеобязательный приоритет сверхчеловеческого начала над жизнедеятельностью обычных людей. Сакральными цивилизациями были все цивилизации древности и те современные общества, которые до сих пор отдают приоритет религиозным нормам.
203. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - (лат. "saeculum", "век") - схоластический термин, обозначающий переход от "града божьего" к "граду земному", в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к "светскому", "веку сему". В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина "секуляризация" было мало употребляемое сегодня слово "обмирщвление", от слова "мир". Понятия "век сей" и "мир сей" на языке христианского богословия являются синонимами.
204. СЕМАНТИКА - (греч. "semantikoz", "означающее") -раздел лингвистики, изучающий значение слов и выражений. В широком смысле - "значение".
205. СЕНСУАЛИЗМ - (лат. "sensus", "восприятие", "чувство"), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) - основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего постижимого, чего не было бы в ощущениях" - разделяли как субъективные материалисты (П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и др.), усматривавшие обусловленность чувственного знания объективным миром, так и субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм), видевшие в чувственном знании сферу, не связанную с внешним миром.
206. СИМВОЛ - (греч. "sumbolon", "приводящий к единству", "смыкающий") - указание на духовную инстанцию, данное через телесную (визуальную, звуковую и т.д.) фигуру, предмет, вибрацию; обнаружение "сакрального" в вещи, "смыкание с сакральным", его "ознаменование".
207. СИМОНИЯ - от имени волхва Симона, который согласно "Деянию апостолов" хотел получить от апостолов рукоположение за деньги. Явление "симонии" описывает коррупцию в церкви, и в частности, продвижение по церковной иерархии за деньги.
208. СИНГУЛЯРНОСТЬ - лат. "singularis", "единственный") -единичность существа, события, явления.
209. СИНЕРГИЯ - (греч. "sun", "с-" и "ergon", "делание", "дело") - "общее действие", "гармоничное взаимодействие, направленное к общей цели".
210. СИНКРЕТИЗМ — смешение, слияние различных компонентов.
211. СИНТАГМА - (греч. "suntagma", буквально, "вместе построенное", "соединённое") - в широком смысле, любая последовательность языковых элементов, связанных отношением определяемое-определяющее. В более узком смысле - словосочетание, вычленяемое в составе предложения (синтагма предикативная, атрибутивная, объектная и т. д.). Предложение - цепная последовательность синтагм.
212. СИНХРОНИЗМ - (греч. "sun-", "с-", "вместе с", префикс, означающий "объединение", и "cronoz", "время") - состояние и изучение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения отношений между его составными частями, сосуществующими в один период времени; противопоставляется диахронии.
213. СИНХРОННОСТЬ - (греч. "sun-", "с-" и "cronoz", "время") - то, что происходит одновременно.
214. СКЕПТИЦИЗМ — философское течение, недопускавшее возможности достоверного знания, разновидность агностицизма.
215. СЛАВЯНОФИЛЫ - течение в русской общественной мысли, противоположное западничеству. Основатели - А. С. Хомяков. Славянофилы были консерваторами и сторонниками укрепления и развития самобытности русского народа. Отрицательно оценивали реформы Петра Первого. Считали, что Московский период был золотым веком русской государственности.
216. СМРИТИ - (санскр. "память", "воспоминание", "традиция") - вид сочинений по религиозным, философским, морально-этическим и др. вопросам. К Смрити относятся шесть Ведант, законы Ману, Пураны, Итихасы, "Махабхарата", "Рамаяна" и др.
217. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО - исторический и социологический термин, описывающий тип общества, пришедший на смену традиционному обществу в Европе в Новое время (начиная с эпохи Просвещения) и представляющий собой его антипод.
218. СОЛЛИПСИЗМ — крайняя форма субъективного идеализма, в которой единственной реальностью признается только мыслящий субъект.
219. СОФИСТИКА — философское течение, связанное с предоставлением правдоподобности вместо истинности, основанное на умышленных нарушениях законов логики, субъективно трактуя их себе на пользу в каждом соответствующем случае.
220. СОФИСТЫ - (греч. "softicoz", "искусник", "мудрец", впоследствии слово приобрело обратный смысл - "лжемудрец") - в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия 2-й половины V века - первой половины IV века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и другие). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи"). С критикой софизма выступали Сократ и Платон.
221. СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ - теория, сформулированная позитивистом Г.Спенсером, переносит законы эволюции видов - жизненная борьба и т.д. - на общество.
222. СОЦИАЛИЗМ - (лат. "socium", "общество", "совокупность") - учение о необходимости перераспределения доходов между богатыми и нуждающимися членами общества, о коллективной ответственности всех граждан за благополучие остальных. Социализм настаивает на том, что государство (или иные социально-политические институты) должно брать на себя функцию регулирующей инстанции в осуществлении хозяйственной деятельности, перераспределять доходы, полученные в ее результате, приоритетно поддерживать экономически слабых и малоимущих граждан. Основной принцип социализма (и левых политических идеологий в целом) - социальная справедливость. Общество понимается как нечто цельное, целостное, а, следовательно, ответственность за общее благосостояние распределяется более или менее равномерно (справедливо) на всех его членов. Государство мыслится как инструмент обеспечения социальной справедливости. Социализм в основных своих чертах противоположен либерализму. Может сочетаться с демократией (социал-демократия) или с национализмом, государственным консерватизмом (национал-социализм, национал-этатизм - от французского слова "Etat", "государство").
223. СПИРИТУАЛИЗМ — (лат. spiritus, дух) идеалистическое философское течение, рассматривающее дух в качестве первоосновы всего сущего, как особую духовную субстанцию.
224. СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ —философские воззренияестествоиспытателей, стихийно приходивших к обоснованию материалистических принципов и законов.
225. СТОХАСТИКА - (греч. "stocaistikoz", "искусный в стрельбе по цели", от "stocoz", " цель") - метод, основанный на принципе вероятности. В математике стохастическим подходом считается метод, в котором величины извлекаются из соответствующих последовательностей совместно распределенных случайных переменных.
226. СТРУКТУРАЛИЗМ - интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика - наиболее влиятельное в XX в. направление в науке о языке.
227. СУБОРДИНАТИЗМ - (лат. "subordinatio", "субординация", "подчиненность") - еретическое учение, принятое католиками, устанавливающее между лицами Пресвятой Троицы строгую иерархию: Отец-Сын-Дух Святой. Православие, в свою очередь, настаивает на сверхразумном характере отношений всех трех Божественных Лиц, ограничиваясь догматом, принятым на Втором Вселенском соборе.
228. СУБЪЕКТИВИЗМ — философская позиция, согласно которой отрицаются объективные законы природы и общества.
229. СУВЕРЕНИТЕТ - (франц. "souverainete" - "самоуправление") - "полновластность", "верховенство власти".
230. СУННА - мусульманское священное предание, свод толкований "Корана" в догматических, юридических и социальных аспектах, сложилась в конце VII -IX веках. Состоит из хадисов - повествований о поступках и изречениях Мухаммеда.
231. СУННИЗМ - одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений в исламе. В странах распространения ислама приверженцы суннизма - сунниты - составляют большинство, кроме Ирана, Южного Ирака, Йемена, Азербайджана, где большинство - шииты, и Омана, где большинство - ибадиты (атипичная линия, возникшая от древних хариджитов). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины", в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.
232. СУПРЕМАТИЗМ - учение о расовом превосходстве одних людей над другими.