233. СУФИЗМ - (араб. "ат-тасаввуф", "одетые в шерсть", отсюда - власяница как атрибут аскета) - эзотерическое направление в исламской традиции. Суфии стремятся войти в близкий контакт с Аллахом через посредство тайных инициатических практик и благодаря особой инстанции, называемой "свет Мухаммада", которая рассматривается как промежуточная между творением и творцом. В суфизме существует несколько основных орденов - "тарикатов", "путей": "шадилия", "накшбандия", "алавийя", "кадырийя", "ишракийя" и т.д. Во главе суфийских орденов стояли шейхи. Возникло течение в VIII-IX вв., окончательно оформилось в X-XII вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с инициатической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических "озарениях") и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми и др.)
234. СХОЛАСТИКА - (греч. "scolastikwz", "школьный", "ученый") - тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.
-Т-
235. ТЕИЗМ — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте.
237. ТЕОСОФИЯ — мистическое богословие.
-У-
238. УТИЛИТАРИЗМ — направление в этике, считающее пользу основой нравственности.
-Ф-
240. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философское направление, стремящееся освободиться от натуралистических установок,расчленяющих субъект и объект.
241. ФИДЕИЗМ — утверждение приоритета веры над разумом.
242. ФИЗИКАЛИЗМ — концепция неопозитивизма, основанная на требовании перевода положений конкретных наук на язык физики.
-Х-
243. ХОЛИЗМ — философский принцип, согласно которому миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности.
-Ц-
245. ЭВДЕМОНИЗМ — античный принцип миропонимания, согласно которому счастье является главной целью человеческой жизни.
247. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее лишь опыт и данные органов чувств.
248. ЭСХАТОЛОГИЯ — религиозное учение о конечных судьбах мира в человека.