Смекни!
smekni.com

Город будущего (стр. 2 из 2)

Каждая воронка представляет собой самостоятельный квартал. Йонас разработал проект «городской единицы будущего» («Интра-хауз») в форме раскрытой многоярусной воронки с внутренним замкнутым пространством. Задача проекта – возродить городскую коммуну, максимально освободить поверхность земли.

Проект «Подвижного города» Пере-Лаейя представлял собой город, который включал бы в себя постоянную часть и подвижную часть, которая состояла бы из индивидуальных сблокированных ячеек, установленных на рельсах. Передвижение по городу должно было осуществляться с помощью подвесных тротуаров.

Артур Куормби, проектирующий жилые ячейки из пластмасс, придал высокую мобильность пространственной системе ячеек, подвешенных к центральной полой несущей мачте. Эти ячейки могут открепляться от несущей конструкции и по желанию жильца превращаться в индивидуальный дом, установленный на земле, или перевозиться на новое место и прикрепляться к другим несущим конструкциям аналогичного типа. Разработаны проекты городов на сваях и плавучих городов. Ученый Жак-Ив Кусто предложил решение дома под водой.

Новое движение противопоставило идеям «функционального порядка», лежащего в основе мечты Афинской хартии о «лучезарных городах» свое понимание основных условий градостроительства : динамизм эпохи, мобильность элементов и функций города. Их идеи свелись главным образом к разработке полуфантастических проектов и идей городов будущего, основанных на безграничных возможностях техники, а также на собственных представлениях о развитии будущих социальных условий градостроительства. Эстетические же критерии почти невозможно прогнозировать – в отличие от предвидения тенденции технического и социального прогресса. Как правило, попытки представить будущее в его конкретной реальности, не имеют успеха – они кажутся слишком неправдоподобными с позиций сегодняшнего дня и слишком наивными, когда уходят в прошлое. И все-таки представление о будущем необходимо. Высказывая представления о будущем, специалист получает возможность прямо, конкретно и доступно для каждого изложить свое мировоззрение.

Синтез обобщенного представления о будущем предполагает нечто большее, чем сумму специальных знаний, а именно – целостную и динамическую картину. Конечно, такая картина может быть создана лишь ценой определенных условностей и упрощений. Тем не менее, попытки увязать все аспекты прогноза в целостную картину часто могут дать больше, чем самое глубокое исследование одного из них вне связи со всеми другими. Поэтому каждый исследователь имеет право конструировать свой обобщенный образ будущего, вбирающий в себя комплексную оценку тех проблем, которые кажутся ему наиболее актуальными, в их естественном движении и взаимосвязях.

Раздел 2. Город – одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством

Одна из труднейших проблем градостроительства заключается в том, чтобы создать для человека наиболее благоприятные условия существования. Она затрагивает все стороны жизни человека; с ее решением связано множество самых разнообразных вопросов – хозяйственных, социальных, политических, медицинских, санитарно-гигиенических, биологических и географических. Градостроитель должен быть также знатоком духовной культуры, психологом - «человековедом». Одна из важнейших проблем - соответствие повседневной деятельности человека его идеалам и мировоззрению. Архитектор должен стремиться создать максимально благоприятные условия для жизни человека с учетом его потребностей и запросов.

В наше время прогресс в области науки так стремителен, возможности практической деятельности и развития умственных способностей человека так не ограничены, что нельзя даже предсказать с достаточной уверенностью, куда все это может привести. Трудно предсказать, каковы будут запросы людей в 2500 году, что они сочтут для себя нормой поведения. Мы живем в бурно развивающемся, стремительно меняющемся мире. В то же время некоторые аспекты этого развития серьезно тревожат. Отходы промышленного производства загрязняют воздух и воду, фауну и флору, нарушают устойчивые экологические сообщества в природе, ухудшают санитарно-гигиенические условия жизни людей. Все возрастающий темп жизни, необходимость перерабатывать во много раз увеличивающийся на протяжении жизни одного поколения объем информации, неумолимое внедрение стандарта в потребление и культуру – оплачиваются огромными затратами нервной энергии, и в чем-то обедняют эмоциональную жизнь.

Городское планирование намного превышает сложностью архитектурное проектирование, искусность связывания вместе социального, экономического, географического и пр. достигает полноты результата только тогда, когда город предстает перед нами в полноте своей сущности, воспринимается всеми чувствами. Умение профессионального планирования, вобравшее в себя концентрированное знание, накопленное многими поколениями урбанистов, в конечном счете, воплощается в комфортность бытия и в комфортность видимого образа. И этот образ бесконечно важен, так как он включает в себя обширную гамму элементов – от первого взгляда на город издалека до взгляда на дом через улицу или через струи фонтана на маленькой площади. Город – это еще и нечто иррациональное, каждый город неповторим характером, судьбой, историей.

Человек еще и консервативен по своей природе. Наблюдающийся сначала на Западе, а теперь уже и у нас в последнее время взрыв вещной «ностальгии», интереса к предметам 40-50-летней давности, не представляющих художественной ценности (китч), несомненно, свидетельство тоски по устойчивой вещи прошлого. Раньше этот транссубъектный мир был вполне устойчив – человека окружали вещи, доставшиеся от предыдущего поколения, а новые походили на старые. Форма глиняного горшка практически не изменялась тысячелетиями. Автоматизм восприятия – великий охранительный механизм психики, его нельзя безнаказанно нарушать. Слишком быстро все меняется: одежда, посуда, мебель, интерьер, архитектура. В мире, организованном таким образом, постоянным можно ощущать только свое «я». Все остальное меняет очертания, несется куда-то все стремительнее. Долго ли в такой ситуации можно сохранять твердое ощущение своего «я»? Только осмотрительная постепенность и неторопливая преемственность может сберечь духовное «я» и психическое здоровье человека в этом слишком скоро меняющимся мире. Универсальный, обобщающий рецепт города-мечты выписать практически невозможно

Заключение

Каким будет город к середине нынешнего столетия? На этот вопрос нужно давать ответ, потому что в отличие от фантазий основы реального города будущего закладываются сейчас. Но ответить на него трудно. Необходимо разобраться в самой природе городского планирования, в том, как модели предметной, физической организации городского пространства сопряжены с мировоззренческими позициями, с одной стороны, и с экономическими, управленческими правилами игры, закрепленными в нормативных актах и стандартах поведения – с другой.

За последние полвека количество работ, посвященных урбанистике, различным ее аспектам, не только необычайно разросся, но и продолжает разрастаться. Мнения меняются, мы оставили позади уверенность людей вроде Камилло Зитте, в том, что можно раз и навсегда установить правила создания прекрасного города, а людей, вроде Ле Корбюзье – в том, что воля художника способна построить город заново. Наивысшей сложностью, а потому особым очарованием обладают те ансамбли и города, что нарастают в течение долгого времени, путем прибавления новых элементов так, что новое целое охватывает прежнее целое и включает его в себя. Задача архитектора еще и в том, чтобы суметь подчинить свое решение решению своих предшественников. Культ авторства, авторские амбиции не должны вступать в противоречие с давней культурой выращивания ансамбля.

Людям на переломе ХIХ-ХХ веков казалось, что технический прогресс сам собой решит все проблемы города и горожан. Теперь мы знаем, что этот прогресс, масштаб которого и масштаб последствий которого они не могли себе представить, не только строит и развивает города, ни и омертвляет их. Мы должны увидеть заново эволюцию города как города людей. Тех, кто этот город создает осознанно, и тех, кто пересоздает его ежедневно своим поведением в городской среде.

Каждое поколение можно считать состоявшимся только в том случае, если ему удалось написать историю заново – осмысляя настоящее, с его невиданными ранее задачами, через прошлое.

Использованная литература:

В.Л. Глазычев. Урбанистика. Издательство «Европа», Москва, 2008г.

А.Э. Гутнов, И.Г.Лежава. Будущее города. «Стройиздат», Москва, 1997г.

Мишель Рагон. Города будущего. Издательство «Мир», Москва, 1969г.

Красная книга культуры. Издательство «Искусство», Москва, 1989г.

Посохин М. Город для человека. Издательство «Прогресс», Москва, 1980г.

Хорев Б. Проблемы городов, Москва, 1975г.