Смекни!
smekni.com

Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов (стр. 1 из 3)

Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов

Ипатова Мария Егоровна

Руководитель Милосердова Светлана Юрьевна.

Уфа 2007.


План

Цель работы

Вступление

Эпоха возрождения и античная этика в гуманистических идеях

Гуманизм в новое время

Вопросы гуманизма в новейшее время

Идеи гуманизма в башкирской литературе и философии

Заключение

Список литературы


Цель работы

Важнейший социальный и моральный аспект анализа мировой цивилизации - положение личности в обществе. Какова степень ее экономической, политической и духовной свободы? Есть ли социальные условия для ее полноценного развития, реализации ее многообразных интересов и потребностей? Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень цивилизованности того или иного сообщества[1.198]. Каково влияние гуманистических идей на цивилизационное развитие? Я считаю, что гуманизм и цивилизация переплетаются друг с другом.

Изучая гуманизм, хотелось бы узнать насколько пронизаны не только работы философов различных времен и народов, но и как рассматриваются вопросы гуманизма в работах башкирских писателей и философов.


Вступление

Гуманизм (лат.humanitas-человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего гуманистическим состоянием эстетически завершенной культуры и нравственной эволюции "подлинно" человеческого индивида, и Гая Юлия Цезаря осуществлявшего политику "милосердия"). Перманентно, т. е. постоянно, подвергающегося осмысленно и рефлексии в канонах целостных подходов ренессанса и более поздних философских систем. Эти каноны базируются на принципах: человек - высшая ценность общества; благо человека- суть (смысл, содержание) общественных отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; человек - творческая индивидуальность, вместилище творческой потенции. [2.17] (В узком смысле может трактоваться как определённое культурное движение Ренессанса, где происходит освобождение от духовного господства феодализма.) Термин гуманизма был введён в научно- просветительский оборот немецким педагогам Ф. Нитхаммером в 1808 году постулирует "высшую, самодостаточнную и самоосознающую значимость человека", в которой провозглашает и античеловеческим всем. Все это способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает мысль приоритета идей и истин "Сверхчеловеческого" происхождения вреду феноменов потустороннего мира. Концепт Сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека.[3.257]


Эпоха Возрождения и античная этика в гуманистических идеях

Теоретики гуманизма в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности " чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей древнего Рима и древней Греции. Это можно показать по таблицам, где представлены частота упоминаний античных философов и философов эпохи Возрождения.

Таблица№1.

№ п/п Добродетели человека Частота упоминаний добродетелей
1 Мудрость 22
2 Справедливость 17
3 Мужество 15
4 Умеренность 16
5 Дружелюбие 3
6 Благородства 1
7 Скромность 1
8 Мягкость и ласковость в чувствах 2
9 Сострадание 1
10 Отзывчивость 1
11 Благодарность 1
12 Толерантность 1
13 Бескорыстие 1
14 Миролюбие 1
15 Уравновешенность 1
16 Общительность 1
17 кротость 1
18 Щедрость 1
19 Честолюбие 1
20 Смелость 2
21 Самообладание 1
22 Наслаждение 1
23 Благочестие 2
24 Человеколюбие 1
25 Сдержанность 1
26 Разумность 1
27 Способность познать красоту 1
28 Память 1

Эти добродетели часто упоминали философы: Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур, Цицерон, Демократ, Зенон, Ксенократ, Полемон, Антиох и другие. Представители данного течения эпохи Возрождения и нового времени традиционно относит Данте, Петрарку, Боккачу, Леонардо да Винчи, Вала Эразма, Роттердамского, Бруно Бадена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Цвингли, другие.

Таблица №2.

№ п/п Добродетели человека Частота упоминаний добродетелей
1 Человеколюбие 13
2 Свободолюбие 5
3 Справедливость 13
4 Рассудительность 6
5 Умеренность 6
6 Милосердие 3
7 Доброжелательность 5
8 Любовь к прекрасному 1
9 Скромность 2
10 Кротость 1
11 Честность 3
12 Дружелюбие 3
13 Мужество 2
14 Толерантность 11
15 Вежливость 1
16 Стыдливость 2
17 Самопожертвование 1
18 Энергичность 1
19 Самообладание 1
20 Великодушие 1
21 Трудолюбие 3
22 Воля 2
23 Оптимизм 2
24 совестливость 1
25 Остроумие 1
26 Независимость 3

Из таблицы№1 и таблицы №2 следует, что наиболее значимыми добродетелями, по мнению античных философов и философов эпохи Возрождения, характеризующих человека как существо общественное, являются интеллектуальные добродетели и добродетели, выражающие отношения между людьми. В сравнение с античной философией, на основе которой "возрос" гуманизм Возрождения, замечаем отсутствие качеств, характеризующих отношений к Богу и к богатству. Гуманизм этой эпохи поставил человека в центр как существо, ставшее подобным Богу в результате его собственных творческих способностей.

Вывод: Эпоха Ренессанса характеризуется возрождением античной культуры. Философия этого периода осуществила грандиозный синтез христианской веры и античной мудрости, симбиоз двух культур на почве схожих или совпадающих черт, обусловленных своей гуманистической направленностью.[3.135]

Гуманизм в Новое время

Церковная реформация в Западной Европе положила конец гуманизма (особенно в Германии), как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер, гуманизма был вновь лимитирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. Философия Нового мира многолика. Соответственно, гуманистические идеи, которые мы обнаруживаем в философской мысли этой эпохи, отражены по-разному, порой противоречиво и даже парадоксально. Прежде всего философия Нового времени продолжила развивать новое течение в этике, исходящее из Возрождения, видящее в самом человеке и окружающей природе источник его нравственных понятий. Однако из идей, получивших распространение в этот период, стала идея происхождения нравственных понятий естественным путем из чувства ответственности, которое от природы присуще человеку и большинства животных. Наиболее последовательно полно развил эту идею Т.Гоббс.

Человек у Гоббса – субъект морали и права, в природе которого преобладает эгоистическое начало. При этом Т.Гоббс многократно подчеркивает действие той закономерности человеческого существования, которая была зафиксирована уже в античном мире, закономерности человеческого самосохранения, присущей каждому человеку.[2.142]

Также развитие идеи гуманизма связано, прежде всего, с осмыслением условий жизни субъекта в активно формирующемся капиталистическом обществе. Гуманизм Нового времени проявляется здесь как светский индивидуализм. Он приобретает новое значение в связи с признанием права человека на счастье, удовлетворения собственных потребностей, на реализацию своих способностей. Появляются первые концепции прав человека, выдвигаются принцип неприкосновенности частной жизни и принцип толерантности. Примечательно в этом отношение учение Д.Локка.

Нравственные понятия, полагал Локк, нельзя считать внушениями свыше; они есть результат наблюдений, опыта человека. Он совершенно определенно доказывал, что наши идеи, мысли происходят либо непосредственно из наших ощущений, получаемых чувствами, либо из рассуждений о наших чувствах.[2.148]

По Канту человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Гуманизм, исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. С экономическими кризисами и античеловеческой общественной практике большевизма и фашизма в 20 веке, был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шиллер, Фромин и др.) Вступление авангардных либеральных государств 20 в., в стадии развития, близкую канонам "постиндустриального", "информированного" общества, актуализировало проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни.

Таблица №3.

№ п/п Добродетели человека Частота упоминаний добродетелей
1 Человеколюбие 5
2 Сострадание 10
3 Справедливость 11
4 Взаимопомощь 2
5 Разумность 7
6 Ответственность 4
7 Законопослушание 1
8 Честность 1
9 Благодарность 1
10 Доброта 2
11 Сочувствие 7
12 Благожелательность 1
13 Дружба 1
14 Твердость характера 1
15 Воля 1
16 Самопожертвование 1
17 Добродушие 1
18 Ласковость 1
19 Щедрость 1
20 Милосердие 6
21 Равноправие 4
22 Уважение 4
23 Чувство долга 1
24 Толерантность 2
25 Чистоплотность 1
26 Целеустремленность 1
27 Определенность в поступках 1
28 Адаптивность 1
29 Благотворительность 1
30 Отзывчивость 1
31 Уравновешенность 1

То есть наблюдается сохранение тенденции философской мысли, фиксирующей повышенный интерес к отношениям между людьми, в которых философы видят основу как прогрессивного развития общества в целом, так и гуманистического развития отдельной личности.