«Я полагаю, … что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естее6ственная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы». К. Роджерс.
если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый – отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй - созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.
Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.
«все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям другим – или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства – это нонсенс». К. Роджерс.
Брак – необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития. Роджерс полагает, что браку свойственны те же основные законы, которые действуют для энкаунтер-групп, терапии и других отношений. Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые когерентны сами, наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Когда брак используется для поддержания инконгруетности или подкрепления существующих защитных тенденций, он менее удовлетворяет и менее устойчив.
Роджеровские преставления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, неприятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов он бывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения
Авторы психологических учебников, уделяющие место Роджерсу, обычно квалифицируют его как теоретика самости». Самость – действительно важное понятие в мышлении Роджерса. Однако в действительности он рассматривал самость как фокус опыта, и был занят скорее восприятием, сознаванием и опытом, чем собственно «самостью» как гипотетической конструкцией. Поскольку я уже приводила роджерровское определение самости, теперь могу обратиться к описанию «полно функционирующей личности!: человека, который наиболее полно сознает свою текущую самость.
«Полно функционирующая личность – синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруентности, полной открытости к опыту. …Некоторые из этих терминов звучат несколько статистически, поэтому необходимо подчеркнуть, что все характеристики такого человека - процессуально. Полно функционирующая личность – это человек-в-процессе, постоянно изменяющийся человек».
Полно функционирующая личность характеризуется рядом свойств, первое из которых – открытость к опыту. «Субвосприятия», эти ранние предупредительные сигналы ограниченного сознавания, мало или совсем не используется таким человеком, он постоянно движется от защит к прямому опыту. « Он более открыт своим чувствам страха, обескураженности или боли. Он также более открыт чувствам мужества, воодушевленности, нежности, благоговения. …Он более способен полно проживать опыт организма, а не включать его фрагменты из сознавания»
Вторая характеристика – жизнь в настоящем, полная реализация каждого момента. Эта текущая прямая вовлеченность в реальность «позволяет самости и личности возникать из опыта, а не подделывать опыт под пред-данную структуру самости». Человек способен переконструировать свои реакции в соответствии с опытом, когда он предоставляет новые возможности.
«Хорошая жизнь - это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не предназначение». К. Роджерс.
Последняя характеристика – доверие собственным внутренним побуждениям и интуитивным суждениям, всевозрастающее доверие собственной способности принимать решения. Человек все лучше может собирать и использовать данные, все более ценит в себе способность обобщать их и реагировать. Это не только интеллектуальная деятельность, но функция личности в целом. Роджерс полагает, что полно функционирующей личности ошибки, если они делаются, основаны скорее не неверной информации, чем на неверной ее обработке. Это похоже на поведение кошки, падающей с высоты на землю. Кошка не вычисляет скорость ветра, угловые моменты и скорость падения; но все это принимается во внимание в ее целостной реакции. Кошка не размышляет, кто столкнул ее, каковы мотивы для этого и не повторится ли это в будущем; она занята непосредственной ситуацией, все время, приспосабливая свою позу, готовая справиться со следующим событием.
Полно функционирующая личность свободна, реагировать и в выборе способа переживать в опыте свою реакцию на ситуации. Это сущность того, что Роджерс называл «жить хорошей жизнью». Такой человек «постоянно находится в процессе дальнейшей самоактулизации».
Теория личности А. Маслоу
Основные представления
Самоактуализация
Маслоу свободно определяет самоактуализацию как « полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».
Поначалу исследования Маслоу относительно самоактулизации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей, Рут Бенедикт и Макса Верхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения, как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестящих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творческих людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постараться обнаружить, что же делает их столь особенными: он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относительно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бенедикт и Верхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.
Исследование самоактуализации
Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.
Маслоу утверждает, что более резонно строить общения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти, а, не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов. «Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышления и восприятие. В некотором смысле только святые есть человечество».
Изучая лучших людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Так, чтобы узнать, сколь быстро люди могут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать «среднюю выборку» из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.
Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.
«Самоактуалиированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы из шкурных интересов, в нечто во-вне себя». А. Маслоу.
Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей – Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонора Рузвельта, Джейна Адамса, Уильяма Джеямса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.
Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:
1) «более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней».