Смекни!
smekni.com

Гуманистическая теория развития личности и изменения личностного статуса К. Роджерса и А. Маслоу (стр. 4 из 4)

2) 2) «принятие (себя, других, природы)»,

3) «спонтанность, простота, естественность»,

4) «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе),

5) «некоторая отъединенность и потребность в уединении»,

6) «автономия, независимость от культуры и среды»,

7) «постоянная свежесть оценки»,

8) мистичность и опыт высших состояний,

9) «чувства сопричастности, единения с другими»,

10) «более глубокие межличностные отношения»,

11) «демократическая структура характера»,

12) «различение средств и целей, добра и зла»,

13) «философское, невраждебное чувство юмора»,

14) «самоактуализирующееся творчество»,

15) «сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры».

«Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным». А. Маслоу.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны, и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и свои ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их долее конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

«Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это дает нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко, и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорным, эгоцентричным, злыми, или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».

Теория самоактулизации

В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактулизации. Это нельзя назвать образцом логического мышления, но это – кульминация размышлений Маслоу о самоактуалихзации.

1. Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием». Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии, большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает – в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное – значит оставаться при неизвестном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост – значит, открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном.

«Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни» А. Маслоу

3. Актуализироваться – значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация – это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища, или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия – существенные моменты самоактулизации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью.

5. Первые пять шагов помогают развить способность» лучшего жизненного выбора». Мы научаемся верить своим суждениям своим инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума – выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование их способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Большой талант или разумность – не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же может быть со средним талантом, сделали невероятно много.

Самоактуализация - это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это- способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. «Пик - переживания» - переходные моменты самоактулизации». Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

8. Дальнейший шаг самоактулизации – это обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

Трансцендирование самоактуализации

Маслоу обнаружил, что некоторые из самоактолизирующихся индивидуумов стремились испытывать много «пик-переживаний», в то время как другие сталкивались с ними редко, если вообще сталкивались. Он пришел к различению самоактуализтрующихся людей, психологически здоровых, продуктивных, но с незначительным опытом трансценденции или вообще без такого, и людей, для которых трансцендентный опыт является важным или даже центральным

«На высочайших уровнях развития человеческого, знание соотносится, скорее позитивно, нежели негативно, с чувством таинственного, трепетом, смирением, предельным незнанием, благоговением и ощущением жертвы». А. Маслоу.

Маслоу писал, что люди, трансцендирующих самоактуализацию, чаще сознают мистичность всего, трансцендентное измерение жизни, среди повседневной деятельности. «Пик» или мистические переживания расцениваются ими как наиболее важный аспект их жизни.

Не каждый, имевший мистические переживания, является трансцедирующим самоактулизатором. Многие люди, которым доступны мистические переживания, не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые Маслоу считает существенно свойством самоактулизации. Маслоу также указывает, что он встречал столь же много трансцендирующих людей среди бизнесменов, менеджеров, учителей и политиков, как среди тех, кто социально считается ближе к этому – поэтов, музыкантов, священников и т.п.

Список использованной литературы:

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. 3-2 том: - М;

1983

3. Петрошевский А. В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. –2-е изд.-М.: - Издательский центр «Академия», 2000. –512с.

4. Плаже Ж. Избранные психологические труды. - М.%, 1994

5. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. – М :, 1985

6. Райгородский Д.Я. Психология личности: Том 1,2. Хрестоматия. Изд.

7. второе, доп-ное.- Самара: Изд-кий дом, БАХРАХ; 1999-484 с., 512с.