В судебной практике достаточно широко употребляются условные умозаключения. Особенность условных умозаключений состоит в том, что выведение из посылок определяется не отношениями между терминами, как в категорических силлогизмах, а характером логической связи между суждениями: « если… то…». При анализе посылок их субъективно-предикатная структура не учитывается.
Выделяют чисто условные и условно-категорические умозаключения. Они позволяют определить: а) «поле» причин при построении рассуждения от отрицания следствия к отрицанию основания; б) «поле» следствий при построении рассуждения от утверждения основания к утверждению следствия.
Чисто условным умозаключением называется такое опосредованное умозаключение, в котором обе посылки и заключение являются условными суждениями.
Его логическая структура такова:
Если «а», то «б» Если «б», то «а» Если «а», то «с» Например: Если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких граждан, все они признаются соавторами изобретения. Если они признаются соавторами изобретения, то порядок пользования правами на изобретение, созданное в соавторстве, определяется соглашением между соавторами.
Если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких граждан, то порядок пользования правами на изобретение, созданное в соавторстве, определяется соглашением между соавторами.
Приведенном примере обе посылки – условные суждения. Поэтому заключение также выражается в форме условного суждения. Такие умозаключения часто используются в воспитательной работе, ибо вывод тут основывается на правиле: следствие следствия есть следствие основания. Но может быть и такая логическая формула условного заключения:
Если «а», то «б» Если «не-а», то «б» «б»
Оно используется как норматив для работы судьи, ибо в нём суждение «б» истинно независимо от того, утверждаются или отрицается «а». С помощью таких умозаключений формируется и развивается профессиональное мышление-действие. Например: Если будет благоприятная обстановка, квалифицированно проведём следственный эксперимент. Если не будет благоприятной обстановки, квалифицированно проведем следственный эксперимент. Квалифицированно проведём следственный эксперимент.
Условно-категорическим называется такое умозаключение, в котором одна из посылок – условное суждение, а другая посылка и заключение – категорические суждения.
Оно представляет собой одну из разновидностей условно-категорического силлогизма, так как в нём посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания, а заключение утверждает истинность следствия. Его логическая структура такова:
Если «а», то «в»
«а»_______«в»
Например: Если гражданин совершает правонарушения, то он может быть привлечён к юридической ответственности Гражданин совершил правонарушение. Следовательно, гражданин может быть привлечён к юридической ответственности. Условно-категорическое умозаключение имеет только два правильных модуса, или вида: а) модус утверждающий (по-латыни modusponens); б) модус отрицающий (по-латыни modustolltns).
В случае modusponens мысль движется от утверждения основания к утверждению следствия, как в примере приведённом выше. В случае же modustollens в виду отрицания следствия мы отрицаем основание: Если гражданин совершает правонарушения, то он может быть привлечён к юридической ответственности. Гражданин не совершил правонарушение. Следовательно, гражданин не может быть привлечён к юридической ответственности.
Зная данные правила, можно успешно избегать ошибок в своих рассуждениях и разоблачать ошибки других, что так необходимо в судебных заседаниях.
Условно-категорические умозаключения часто выражаются в виде энтимем, причём в большинстве случаев опускается условная посылка. «Этот человек не адвокат, так как он судья». В полном виде это рассуждение представляется следующим образом: Если этот человек – судья, то он не адвокат. Этот человек – судья. Следовательно, этот человек не адвокат.
Во многих документах и в решениях судов нередко используют разделительные умозаключения.
Разделительными называются умозаключения, в которых одна или несколько посылок – разделительные (дизъюнктивные) суждения. Есть Разделительно – категорические и условно-разделительные умозаключения.
Разделительно – категорическими называется умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное суждение, а другая посылка и заключение – категорические суждения. Простые суждения, из которых состоит разделительное (дизъюнктивное), суждение, называется «альтернативами» (от латинского alternare – чередоваться). Утверждая одну альтернативу, мы с необходимостью должны отрицать другую. Может быть наоборот: отрицая первую, мы должны утверждать другую.
Например:
Соглашения между странами могут быть двусторонними или многосторонними.
Совершенное соглашение не является двусторонним._____________________ +Совершенное соглашение является многосторонним.
Здесь отрицание одного (возможно, нескольких) случая мы идём к утверждению оставшихся.
Разделительно-категорическое умозаключение должно подчиняться двум основным правилам: во-первых, в разделительной посылке все перечисленные в ней случае должны, строго, исключать друг друга; во- вторых. В разделительной посылке должны быть перечислены все возможные случаи. Если это условие не соблюдено, мы не можем быть уверены в истинности полученного заключения.
Умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая - разделительное суждение, называется условно - разделительными, или лемматическим (от латинского lemma- предположение).
В зависимости от числа членов в разделительной посылке данное умозаключение может быть дилеммой, трилеммой и вообще полилеммой. Если в них в заключении утверждается что-то из условных посылок, то это конструктивные умозаключения, если отрицается основание – деструктивные умозаключения. Например: Если обвиняемый виновен в заведомо незаконном задержании, то он подлежит уголовной ответственности за преступление против правосудия; если он виновен в заведомо незаконном заключении под стражу, то он также подлежит уголовной ответственности за преступление против правосудия. Обвиняемый виновен или в заведомо незаконном задержании или в заведомо незаконном заключении под стражу. Обвиняемый подлежит уголовной ответственности за преступление против правосудия.
В целом же анализ видов структур различных видов дилемм показывает, что достоверные заключения из посылок получаются, если соблюдаются следующие правила: во-первых, в конструктивной дилемме рассуждение должно быть направлено от утверждения основании к утверждению следствий; в деструктивной – от отрицания следствий к отрицанию оснований; во - вторых, в разделительной посылке должны быть перечислены все возможные альтернативы, то есть она обязана быть полной. В судебной практике рекомендуется отказываться от использования дилемм, трилемм и полилемм и заменять или преобразовывать их в категорические суждения.
Кроме перечисленных умозаключений, следует сказать и о таких, как непрямые (косвенные) выводы. К ним относятся: рассуждения по правилу в ведения импликации, сведение к абсурду; рассуждение от «противного» (противоречащего). Рассуждения по правилу введения импликации включают содержание в умозаключение, наряду с исходными посылками, ряд тождественно истинных «формул», которые по содержанию выступают как аксиомы. Примером такого рассуждения может послужить известная каждому социальная установка, которой мы придерживаемся в обучении: «Если я сдам все экзамены и зачёты на отлично и буду соблюдать требования учебной дисциплины, активно учувствовать в общественных делах, то получу диплом с отличием». Фиксация допущений: «Я на отлично сдал экзамены и зачёты». Посылка: « Я активно участвовал в общественных делах и был дисциплинированным». Заключение: « Я получу диплом с отличием». Очевидно, такого вида умозаключения применимы при самовоспитании, при утверждении для себя определённых регуляторов как критериев своей деятельности. В данном случае логика построения рассуждения следующая: если из допущений и посылки выводится заключение, то выполнение посылки предполагает появление заключения.
Сведение к абсурду представляет собой введение в умозаключение отрицания. Оно широко применяется как в беседах, происходящих в форме спора, дискуссии, полемики, так и при повседневном обыденном общении. Его логическая формула такова: «Если из допущений и посылок выводится противоречие, то из допущения выводится отрицание посылки». Например, на одном из судебных заседаний, где рассматривалось, дело о хищении гражданином Ивановым В. пяти мешков картофеля с поля фермера Зырянова А. и факт совершения противоправного деяния обвиняемым был фактически подтвержден, адвокат в своем выступлении сказал следующее: « Уважаемый суд! Суть дела очевидна и ясна . Но виноват ли Иванов в совершении правонарушения? Мы ведь, россияне, кто? Те же «винтики», что и прежде. Ведь правительство советует потуже затянуть пояса, утверждая при этом , что оно не враг своему народу. Разве невозможно понять это? Да вот… получается, что невозможно . Вместе с тем количество богатых в новой России относительно количества прочих граждан в процентном отношении невыразимо. Именно поэтому, уважаемый суд, мой подзащитный больше всего невиновен в совершенном деянии, чем виновен. Прошу суд оправдать его ». ( Московский комсомолец 2001. – 10 октября).
Рассуждение от противного применяется тогда, когда нет никаких условий и возможностей построить прямые умозаключения. Этот подвид непрямых выводов нередко используется в нашей жизни, хотя надо помнить, что он даёт вероятное умозаключение.
Итак, мы рассмотрели логический механизм прямых и непрямых выводов дедуктивных умозаключений. При этом было показано, как они наполняются конкретным содержанием, взятым из области деятельности юриста и общественных отношений. Мною был представлен своеобразный механизм развёртывания умозаключений и получения истинных и вероятностных выводов. Индуктивные умозаключения и специфика их использования их в судебной деятельности.