Содержание:
1.Введение
2.Понятие деятельности и её структура
3.Деятельностный подход: за и против
4.Деятельность глазами К. Маркса
5.Начало человеческого существования
6.Деятельность и общество
7.Вывод
8. Список литературы
1. Введение
Первые очерки деятельностного подхода появились сравнительно давно, с ним связано и само появление философии. Понятия деятельности и её элементов у Платона и Аристотеля прошли через историю философии почти без изменений. Аристотелевы категории и формы и материала были тесно связаны с анализом деятельности. Вводя эти категории, он обращался к примерам деятельности. Рассматривая происхождение статуи, Аристотель называл медь, из которой она изготавливается, материалом, а образование статуи наложением на материал формы. История исследования деятельности всё более наталкивает разных исследователей на мысль, что выход из многих затруднений и решение неудач с которыми человечество столкнулось в исследовании деятельности, лежит на пути привлечения в качестве основных средств материала и формы. В XIV и XIX века понятие деятельности разрабатывалось Фихте, Шеллингом, Гегелем и Марксом. Объектом изучения деятельностного подхода является сама деятельность как целое.
2. Понятие деятельности и её структура
Деятельность это способ существования человека и его развития. Человеческая деятельность в отличие от других живых существ это осознанная, целенаправленная и социальная активность, но включающая биологические реакции, неосознаваемые действия. В деятельности человека проявляется его сущность, которая развивается посредством деятельности. Главное назначение деятельности - обеспечение существования человека, удовлетворением его потребностей, развитием способностей. В процессе деятельности человек (субъект) противостоит какому-то фрагменту объективного мира (предмету) как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт. Существует много видов деятельности, я выделю две: практическая и духовная. Практическая деятельность (практика) – это материальное, чувственно-предметное освоение и преобразование природы или общества.
Духовная деятельность связана с освоением и преобразованием внешнего мира лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять на основе анализа практической деятельности. С одной стороны рассматривая её как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны – как результат развития последней.
Один из вечных философских вопросов – что движет человеком в его практической и духовной деятельности?
Здесь необходимо выделить понятия составляющие структуру человеческой деятельности:
- Субъект как носитель активности (индивид), а также группы субъектов.
- Причина, порождающая деятельность и её основа – потребность.
- первопричина потребности – интерес. В нем отражается социальное положение человека, неравенство людей. Интерес объединяет людей в социальные группы.
- мотив как необходимый элемент деятельности. Человек, оценив свои интересы и возможности, делает выбор. Таким образом, мотив - причина, определяющая направление деятельности человека. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, а одному мотиву могут соответствовать разные цели. Раскольниковым (героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») движет стремление вырваться из нищеты. Он может заработать уроками, взять в долг у друга. Но он выбирает самый опасный и предосудительный способ – убить старуху процентщицу. Таким образом, расхождение результата с намеченной целью может иметь мотивационную основу.
- цель – предвосхищение результата, итог действия стимуляторов деятельности. Показателем важнейших характеристик цели является отношение к средствам. Но, возникнув, цель сама становится основой деятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можно выделить с одной стороны процессы целеполагающей деятельности, когда цели обуславливают средствами, с другой – процессы целесообразной деятельности, при которой цели направляют анализ, выбор и созидание средств.
- средства человеческой деятельности – совокупность факторов используемых субъектом для воздействия на объект.
- объект (предмет) – то, что подвергается преобразующему воздействию. Цель может оказаться беспредметной, если заключающийся в ней образ предмета – утопия, вымысел. Такая цель принципиально недостижима. Например, идея создания «вечного двигателя» противоречит закону сохранения энергии и неосуществима.
- результат – реализованная цель.
Достижение успеха в деятельности требует от субъекта внимания к каждому элементу процесса деятельности.
3. Деятельностный подход: за и против
Известный отечественный философ В.А. Лекторский в статье «Деятельностный подход: смерть или возрождение?» отметил, что «деятельностная тематика, как в философии, так и в психологии утратила былую популярность». Он выделяет три группы обвинений в адрес деятельностного подхода:
1. Отождествление деятельностного подхода с соответствующими идеями К. Маркса, в результате чего негативное отношение ко всему, что связано с именем К. Маркса и его философией, переносится и на деятельностный подход. Ведь в действительности К. Маркс предложил лишь один из вариантов этого подхода, который в нашей стране был принят как единственно возможный.
2. Конкретные теории деятельности, разработанные в отечественной философии, столкнулись с рядом проблем, которые не могут быть решены в рамках этих теорий.
3. Деятельностный подход предполагает очень узкое понимание философии. Эти обвинения наиболее серьёзны, считает автор, потому что под сомнение ставится не конкретная версия теории деятельности, а деятельностный подход в целом.
Некоторые философы обвиняют деятельностный подход в антропоцентризме. Такое понимание порождает восприятие природы как простого ресурса человеческой деятельности. Это «деятельностное» вмешательство, претензии на проектирование всего и вся порождают следствия, ставящие под угрозу существование природы и самого человека.
Обвинения представителей постмодернизма связаны с «расползанием» деятельности: она приобретает произвольный характер, её нормы становятся условными, а результаты не могут контролироваться. Такое понимание деятельности предполагает отсутствие носителя деятельности: личность как субъект деятельности, предполагающий наличие ценностей, понятия о правах и ответственности теряет смысл. Человек не может рассматриваться как автор своих поступков, потому что реагирует в основном в соответствии с системой коммуникации, в которую оказался втянутым. В ответ на это В.А. Лекторский указывает, что «мыслимы культуры и формы деятельности, при которых индивид может участвовать как агент в коллективной деятельности и не обладать Я».[1] Автор считает, что в целом деятельностный подход в современном мире весьма перспективен.
Методолог Ю.В. Громыко в своей статье «Деятельностный подход: новые линии исследований» подчеркивает, что сейчас происходит проблематизация представлений о том, что мы понимаем под индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью. Деятельностный подход позволяет ставить вопрос о воспроизводстве всех жизнедеятельностных предметов – субъекта, личности, семьи, мыследеятельности. Автор считает, что важнейшее завоевание деятельностного подхода состоит в том, что на его основе по-новому может решаться проблема взаимосвязи человека и социального института.
О человеческой психике и категории «предметная деятельность» в контексте психологии статья философа Ф.Т. Михайлова «Предметная деятельность… чья?». Автор подчеркивает, что в психологии предметная деятельность – это деятельность человека вообще. Но «человек вообще» тоже категория, за которой скрывается либо индивид со своей психофизиологией, либо человек общающийся, теряющий неповторимость в психологии общности.
Деятельность – это, конечно искусственный процесс. Но, деятельность, которая превратилась в традицию, может рассматриваться как процесс квазиестественный, с одной стороны, и той деятельности, которая сознательно проектируется – с другой. Если бы результаты деятельности нельзя было предсказать хотя бы в некоторой мере, то она была бы бессмысленной. Человек не может не проектировать своё будущее, хотя реализация проектов никогда не совпадает полностью с замыслом. И многое из того, что мы считаем обретениями европейской культуры, было когда-то нечем иным, как проектом, замыслом.[2]
4. Деятельность глазами К. Маркса
Философское мировоззрение К. Маркса характеризуется совершенно иным, чем прежде, пониманием человеческой деятельности. Отношение человека как субъекта к природе как к объекту Маркс называет трудом и полагает его фундаментом всей культурообразующей деятельности. Специфика позиции Маркса выражается в том, что он начинает не с природы и не с человека, а с их действительного единства, которое осуществляется в сфере материального производства. «Используя свои естественные силы, чтобы освоить внешнюю природу, человек действует как все живые существа. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, то есть может изменять лишь формы веществ».[3]
Вся история человека оценивается как порождение человека трудом. Отношение человека к природе фиксируется понятием производительной силы, а отношение людей друг к другу – понятием общения.
Справедлива критика Марксом тех теоретиков, которые в качестве обоснования собственных представлений о сути феноменов реальности изобретают подходящую, как им кажется, категорию, а затем разыскивают её в истории. Не понимая при этом, что любая категория не единственное средство для возделывания поля их теории, а только одна из всеобщих смыслообразующих форм содержания мысли. Критика К. Маркса прямо относится и к методам оправдания преимуществ «деятельностного подхода» рядом его старателей. Не мало и книг, в которых категория деятельности упрямо разыскивается в текстах творцов истории философии и психологии, начиная от Платона и Аристотеля.