Благодаря тому, что процессы самоорганизации разворачиваются во времени и пространстве, богатство их форм и проявлений чрезвычайно велико. Поэтому идея самоорганизации приобретает все более многообразные формы, реализуясь в различных контекстах исследовательских задач. Так, школа И.Р. Пригожина (Бельгия) исследовала в частности, возникновение структур из беспорядка в химических растворах и других средах (диссипативные структуры). Г. Хакен (Германия) шел от теории лазерного излучения, обосновав принцип «кооперативности», указал, что неотъемлемым признаком самоорганизации в физических системах является самосогласованное поведение их элементов. Б.П. Белоусов, А.М. Жаботинский исследовали автоволновые процессы в активных средах, идущие с превращением беспорядка в порядок. Эти исследования показывают, что процессы самоорганизации не связаны с какой-то определенной формой движения материи, а относятся ко всем. В результате экстраполяции принципов самоорганизации на все формы движения материи, возник методологический подход, названный Г. Хакеном синергетическим. Он вобрал в себя представления Платона об эйдосах (формах) и Аристотеля о внутренней цели развития (энтелехии); Р. Декарта о космических вихрях, Г. Лейбница о монадах, Ф. Шеллинга о самоорганизации в природе как аналоге творчества человеческого духа, А. Бергсона о необратимости эволюции, жизненном прорыве. И. Пригожин назвал эти идеи «философским откликом на ключевые проблемы времени и сложности».
Широкое распространение синергетического подхода и тенденция к его универсализации не означает редукции социокультурных и биологических процессов к химическим и физическим. Применимость его в различных сферах действительности вытекает из наличия фундаментальной связи между всеми существующими видами самоорганизации, из протекания процесса глобальной эволюции, охватывающего разные уровни структурной организации материи.
Таким образом, в современной неклассической науке наряду с диалектикой успешно «работает» синергетический подход. C его появлением современная научная картина мира получила возможность отразить материальное единство мира в явлениях природы не только со стороны их причин или функций, он и в плане выявления общих закономерностей согласованного (когерентного) взаимодействия частей изучаемой системы безотносительно к их субстанциональной основе.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.
2. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. – 1993. – №2.
4. Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке // Научная мысль Кавказа. – 1998. - №2.
5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.
6. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, – М., 1985.
7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. – №3.
8. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. – 2000. – №1.
9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.
10. Поппер К. Р., Что такое диалектика // Вопросы философии. – 1995. – №1.
11. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. – 1995.
12. Спор о диалектике // Вопросы философии. – 1995. – №1.
13. Философия природы: Коэволюционная стратегия. – М., 1995.
14. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.