Смекни!
smekni.com

Диалектическая философия Гегеля 2 (стр. 3 из 4)

Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина - это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий - это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.[8]

Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.

Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Эти противоречия были сняты К. Марксом и Ф. Энгельсом, когда они осуществили преодоление гегелевского объективного идеализма и разработали новую форму диалектики - материалистическую диалектику. Однако в дальнейшем произошла такая догматизация марксизма, которая, как и в гегелевской философской системе, вела к утверждению мысли о «вершине» философского знания. Но теперь уже в форме философии марксизма, которой единственно был приписан статус науки, что якобы отличает философию марксизма от всей предшествующей философской мысли.

И напротив, говорить о том, что философия Гегеля есть идеализм, значит, в первую очередь, поставить вопрос о том, что собою представляет идеализм. Идеализм есть всего лишь относящееся к реальности (той, или иной, или всеобщей), в т.ч. к материи, несовершенное сознание, определившее только единичность.

Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм по факту признания действительного сознания (или только человеческого сознания).

Если, как обычно считалось, идеализм – философское направление, в противоположность материализму рассматривающее сознание, как первичное по отношению к материи, то, получается, что сознание было до появления человека, т.е. объективно и вне человеческого сознания, следовательно, по определению материи материализмом… есть материя, одна из форм материи. И тогда говорить о том, что первично (материя или какое-то ее представление, форма), становится бессмысленным. Если все равно не считать сознание материей или ее формой, тогда необходимо уточнить или изменить определение материи, а это ведет к фундаментальному перевороту в философских науках и к переосознанию естественных наук; но этого не сделано, значит, материя признается, все еще, в ее архаическом определении, и это требуется учитывать…

Если сознание – это дух или идея, то многое, считающееся идеализмом, но не определенное на основе идеи или духа, тогда им не является, и требуется переопределить термин «идеализм». Если же упорно вести вопрос к философии Гегеля, то в ней 1) идея вне человеческого сознания и не зависит от него, т.е. получается «материальной», 2) более того, главное (!), сознание – не идея, а нечто иное. Иными словами, как раз идея (понимание ее) мешает причислить философию Гегеля к идеализму. Если же именно идея и дух означают идеализм, то лучше сказать, что философия Гегеля уникальна, а философиям Канта и др. подыскать еще какое-то обобщающее определение.

Если, как иногда считается, идеализм – полное отрицание материального мира, то такое понимание не относится к философии Гегеля, рассматривающей исторический ход событий и человеческое общество. Признание Бога есть вера, а не философия. Поэтому понимание идеализма как философского направления, в противоположность материализму рассматривающего сознание, как первичное по отношению к материи, ни методологически, ни логически некорректно.[9]

Таким образом, говорить о том, что философия Гегеля является идеализмом, значит, поставить вопрос о самом идеализме или о материализме, и многие научные издания и работы окажутся в щекотливом положении. А если не считать философию Гегеля идеализмом, то его понимание обретает известные смыслы, но если не включает солипсизм и верования.

Таким образом, представление об идеализме философии Гегеля возникло в силу некорректного определения идеализма и материализма, а также в силу ее непонимания. А, быть может, в силу преднамеренных или непреднамеренных ее искажений или в силу материалистического противодействия ей, но неудачного.

Более того, используя термин «сознание» нужно знать его определение, а его нет в философских науках, как и понимания (источника) движения сознания. А домыслы Энгельса не являются состоятельными: идея, дух или человеческое сознание – явно не сознание.

Сознание, как показал Гегель, когда единичность была установлена, как негативное его самого, «удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно… оно, следовательно, относится к ней как идеализм»;

Но идеализм «провозглашает непосредственную достоверность, идеализм провозглашает простое единство самосознания всей реальностью и непосредственно выдает это единство за сущность, не достигая понятия этого единства.

Итак, согласно диалектической философии, идеализм есть всего лишь относящееся к реальности (той, или иной, или всеобщей) несовершенное (само) сознание, определившее только единичность. Иными словами, идеализм есть представления (исследования), еще только пытающиеся уйти от непосредственной достоверности, бытующие, поэтому в заблуждениях и/или ограничивающиеся «вещью в себе», т.е. идеализм есть все философские учения кроме диалектической философии, взошедшей на ступень абсолютного знания.

Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм, но по факту признания действительного сознания (или только человеческого сознания). А философию Гегеля ну никак нельзя назвать (ограниченным) идеализмом. Но мы скажем проще: попытки классификации философии Гегеля не укладываются в известные рамки, более того, идеализм и материализм есть частности по отношению к ней.

А если идеализм понимать в еще одном значении этого термина – как приверженность высоким нравственным идеалам, то в этом смысле философия Гегеля есть таковая. Тут возразить будет нечего. Действительность не есть материальное.

Дополнение: современная диалектическая философия различает, в первую очередь, сознание, действительное сознание, самосознание, непосредственное сознание, а также человеческое сознание, сознание чувственной достоверности, восприятие, рассудок, общественное сознание (напр., в силу последнего существенно рассмотрение закономерностей развития общества, в т.ч. законы политической экономии, в частности, марксов всеобщий закон капитализма).

Заключение

Утверждение о представлении системы философии Гегеля как трех отделов, якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи (логика, философия природы и философия духа), или еще каких-либо совокупностей трудов Гегеля, опровергается актуализацией воспроизведения философии Гегеля, ибо современные реальные науки философии, образующие Вторую Энциклопедию философских наук, также создаются на основе системы философии Гегеля, но вне его Энциклопедии философских наук.

Современная диалектическая философия отличается от диалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себя идеи и последующим развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени. Относительно этого сам Гегель написал следующее. «В своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие – прежнее, но вновь рожденное из знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование.