Смекни!
smekni.com

Европейская философия Нового времени и Просвещения (стр. 3 из 3)

Жюльен Офре де Ламетри – французский врач и философ. Был приверженцем материалистически-атеистических взглядов за что и подвергался преследованиям во Франции и в Голландии. Он принадлежал к сторонникам радикального материализма и механицизма, вследствие чего человека рассматривал как самозаводящуюся машину. Такое понимание человека объясняет, по его мнению, также вопросы этики и доказывает ненужность в принципе всей религии.

Дени Дидро – французский писатель и философ, основатель и один из издателей «Энциклопедии». Он прошел путь от теистической веры в откровение до материализма и пантеизма, видящего божество в законах природы и во всем истинном, прекрасном и добром. Атомы, по его мнению, являются носителями ощущений, из которых возникает мышление. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человека и вселенной.

Клод Адриан Гельвеций – французский философ и психолог. Выводил потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность человека из его чувственной способности ощущения. В чувственных ощущениях – голоде, жажде и т.д. – нужно искать причину, заставляющую людей обрабатывать землю, объединяться в общество и заключать между собой договоры, соблюдение которых делает их «справедливыми», а нарушение – «несправедливыми». Мотивом всех действий является себялюбие человека, поэтому проповедь морали ничего не дает. Лучший законодатель – тот, кто может уничтожить разделение общественных и частных интересов.

Поль Анри Гольбах – французский философ, соратник Д. Дидро и К. Гельвеция, один из авторов «Энциклопедии». Дал систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма. Утверждал, что вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть.

Рассмотрев философские концепции представителей Нового времени и Просвещения, можно отметить их особенности.

Прежде всего, это опора на науку. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время усиливается ориентация на естественные науки. На первый план выходят проблемы познания.

Другой особенностью является протипоставление эмпиризма и рационализма. Философия на континенте в ХVII веке выступала в форме рационализма, а английская философия – в форме эмпиризма. Как эмпирическое так и рациональное познание ведут к развитию науки, формируют основные направления философского мышления Нового времени.

В XVIII веке французские просветители, энциклопедисты и материалисты способствовали социальному и научному прогрессу, были выразителями передовых идей своего времени.

Литература

1. Декарт Р. Рассуждение о методе. – М.,2004.

2. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4 кн. / Под ред. Н.В. Морошиловой. Кн. 2. – М., 1996.

3. История философии: Энциклопедия.– Минск: Интерпрессервис,2002.

4.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1996.

5.Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. – М. – 1998.

6. Локк Дж. Опыт в человеческом разумении. Соч. в 3-х томах. М.,2004.

7. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.

8. Нарский И.С. Западноевпейская философия XVII века. – М., 1974.

9. Нарский И.С. Западноевпейская философия ХVIII века – М., 1973.

10. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. – СПб. 1996.

11. Реале Д., Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. Т. 3. – СПб., 1994.

12. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2004.

13. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.