ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему
«Единство человека и природы»
Исполнитель:
Аракелянц Артем Андреевич
Руководитель:
Иванова Валерия Айбасовна
Барнаул 2010г.
Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, особенностей в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся – природа представляет собой объективную реальность которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования.
В философских воззрениях на саму природу, её сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос. Другая как закономерную систему.
На всем протяжение в развитие природы, в ней постоянно всё изменяется, изменяется рельеф, климат, вымирают и зарождаются новые виды, в природе всё гармонично слажено и одно не применно соприкасается и зависит от другого.
Многие природные явления рождают вопрос на который человечество ищет ответы, эту тенденцию можно проследить с древних времён. Все народы искали ответы на одни и те же вопросы и в процессе поиска рождались различные способы преодоления тех или иных трудностей, а именно: умение пользоваться огнём открытия электричества, замена каменного орудия на металлические, подчинение энергии атома.
Процесс влияния природы на человека и человека на природу обоюдный. У человека возникают вопросы при соприкосновении с природой, а в природе возникают изменения в результате антропогенной деятельности.
С появления теоретического мышления одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа оценивалась людьми как сила неизмеримо более значимая и совершенная. Природная естественная гармония вызывала восхищение, желание подрожать ей и поклонятся. Человек и природа мыслились во времена античной философии как единое целое, гармонично взаимосвязанное.
В средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения бога. Человек как высшее существо, созданное богом по своему образу и подобию, начинает видеть себя выше природы.
В эпоху Возрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становится иным. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушительной и порочной цивелизации.
В новое время бурно развиваются науки, ставятся и проводятся экспиременты, направленные на развитие производства в период капитализма. Центральная идея – человек должен покарить природу, овладеть её, стать её господином. « Цель науки и техники, - подчеркивал Ф. Бэкон, - господство над природой». Появлению таких идей способствуют и всеувеличивающаяся мощь человеческого общества, рост производительных сил.
Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. И человечество не смотря на всё свою нынешнюю мощь и достижения прогресса, является частью и продолжением природы.
З. Фрейд считал, что в антропогенезе главная причина биологическая. Считал что общество для защиты от животных инстинктов пытается создавать противовесы в виде норм морали, культуры. Э. Фромм, усматривал меньшую долю влияния на человека биологических факторов, но в целом в его рассуждениях присутствовал биологический подход. Представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен и другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную концепцию согласно которой человек от рождения «биологически недостаточное» чущество в отличие от других животных. Именно эта недостаточность и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.
Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путём. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователь А. Шеффле (Германия) и др.
Человек – биологическое существо. Однако современный научный анализ показвает, что лишь 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер.
Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития а обществе обусловило появления специфического вида общности – человеческой семьи. Её биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека.
Некоторые философы, социологи и экономисты пытались найти в росте населения ключ к пониманию сил развития общества. Так У. Пети подчёркивал, что основой всех богатств является ТРУД, сфера производства.
Позже в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящем к нищете, ко всяким бедствиям и лишения, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Т.Р. Мальтус. В своей книге «Опыт о законе народонаселения» он утверждал, что причина бедственного положения народа, есть результат перенаселения. Эта теория по имени создателя получила название мальтузианства.
Население Земли увеличивается ускоренными темпами. В течении ХХ веков население утроилось. Допустимый разумный предел населения Земли(по данным ООН) – 10-12 млрд. человек – может быть достигнут уже к середине ХХI века.
Взаимодействие общества и пирроды имеет для человека не только утилитарное значение, но и оздоровилельное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно врастает в неё.
Слова слепого провидца Жан-Батиста Ламарка, сказанные около двух столетий тому назад: "Человеку суждено истребить самого себя, после того как он сделает Землю непригодной для обитания", одними оказались не услышанными, другие, хоть и восприняли их зловещий смысл, оказались беспомощными в противоречивом и разобщенном мире. Опутанные предрассудками, утопическими догмами, экономической и политической конъюнктурой, страдающие от близорукости и эгоизма временщиков, мы лишь сейчас становимся свидетелями пробуждения разума — и больше под влиянием страха, чем подлинного понимания повелительной необходимости жить с Природой в гармонии и согласии, отбрасывая вековой императив покорения Природы. Безнравственность этого императива, защищавшегося многими интеллектуалами-пророками, претендующими на философское и социальное лидерство, только теперь входит в структуру нового критического мышления. Нарастающее противостояние экологической культуры бездумной технической цивилизации вселяет оптимизм и надежду на то, что роковой ход геоисторических событий в антропогенезе может еще быть исправлен, что биосфера будущего не останется безлюдной.
И вот снова, в который раз подводя итоги и пожиная плоды своей тысячелетней деятельности, Человек пытается ответить на три главных вопроса, поставленные еще И. Кантом:
1) Что Я могу знать?
2) На что Я могу надеяться?
3) Что Я должен делать?
Интересно отметить, что в каждом из этих трех вопросов явно присутствует "Я", и это неслучайно. "Человек, — как точно подметил Б. Паскаль, — хоть и самая слабая в природе тростинка, но эта тростинка — мыслящая ". И нет у Человека другого пути и способа выбраться из того тупика, в который он сам себя загнал, как только обратиться к своему сознанию и осознать все, что произошло.
Что же должен осознать Человек на пороге XXI века и что Человек должен сегодня знать?
Прежде всего, Человек должен знать самого себя. Призыв Сократа к самопознанию: "Познай себя!" — актуален и сегодня, как и во все прошедшие времена.
Что значит — знать себя? Это означает — понимать свою природу и сущность, осознавать свою принадлежность двум противоположным мирам (материальному и духовному), знать структуру Личности, представляющей собой триаду основных потребностей, формирующихся на 90% на неосознаваемом уровне и подвергающихся непрерывным циклическим колебаниям в зависимости от множества внешних и внутренних факторов.
Человек с момента своего появления на земле не только пытается выжить, приспособиться к условиям, но и пытается подчинить себе природу. Это стремление и есть основной двигатель прогресса, результатом которого явилось современное развитие промышленности и современный человек не хочет довольствоваться только средствами к существованию, современный человек требует себе комфорта, богатства, скорости передвижения, высокого уровня жизни и т.д. Эти постоянно растущие потребности в богатстве, заставляют человека разрушать природу, подвергать уничтожению, что выражается в прямом физическом уничтожении с одной стороны и загрязнение, приведение в негодность для пользования, с другой. В настоящее время это касается всех сфер: земли, воды и воздуха.
Природные богатства делятся на исчерпаемые и не исчерпаемые, в стою очередь исчерпаемые делятся на восполнимые и не восполнимые и восполнимые можно разделить на медленно восполнимые и быстро восполнимые. Пример:
1) Количество нефти на земном шаре непрерывно уменьшается и уже сейчас некоторые страны ведут агрессивную политику по захвату территории в недрах которой лежит природные ископаемые. Примером является варварский захвати Америкой Ирака (в Ираке себестоимость 1-го барреля нефти равна одному доллару, напомню Стефен Щорк спрогнозировал рост цены на нефть до 110 долларов за баррель к июлю 2010 года)