Заслуга Сада не только в том, что он во всеуслышание заявил о том, в чем каждый со стыдом признается самому себе, но и в том, что он не смирился. Он предпочел жестокость безразличию. Вот почему сегодня, когда человек знает, что стал жертвой не столько чьих-то пороков, сколько благих намерений, произведения Сада вновь вызывают интерес. Противостоять опасному общественному оптимизму значит встать на сторону Сада. В одиночестве тюремной камеры он пережил этическую ночь, подобную тому интеллектуальному мраку, в который погрузил себя Декарт. В отличие от последнего, Сад не испытал озарения, зато подверг сомнению все простые ответы. Если мы надеемся когда-нибудь преодолеть человеческое одиночество, мы не должны делать вид, что его не существует. Иначе вместо обещанных счастья и справедливости восторжествует зло. Сад, до конца испивший чашу эгоизма, несправедливости и ничтожества, настаивает на истине своих переживаний. Высшая ценность его свидетельств в том, что они лишают нас душевного равновесия. Сад заставляет нас внимательно пересмотреть основную проблему нашего времени: правду об отношении человека к человеку.
Заключение:
В результате своего исследования на тему « женщины философы» я сделала вывод, что не в одной энциклопедии не упоминаеться о какой- либо женщине философе. Хотя они были, есть и будут. В литературе чаще всего упоминается Гипатия. Но ведь не одна Гипатия была философом! Есть ещё Анжела Девис, Бэлл Хукс, Донна Хараувэй , Юлия Кристева, Люс Иригарей , Рози Брайдотти , Адриан Пайпер , Сьюзанн Лангер . И не менее выдающиеся философы, такие как Ханна Арендт, Мэри Уолстонкрафт , Кристина Пизанская, Рената Салецл , Сьюзанн Сонтаг, Олимпия де Гуж Аспасия * Ипатия , Гертруда Гиммельфарб, Симона Вейль, Пиама Павловна Гайденко и Изабелла Стенгерс. В своём реферате я рассказала, не о всех, но о некоторых из них.
Литература:
1.Браун Л. Женский вопрос. М., 1906, с. 71-73.
2.Кечерджи-Шаповалова М.В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902, с. 13.
3.Серебрякова Г. Женщины Французской революции. М., 1956.
4.Women in Revolutionary Paris 1789-1795: Selected Documents Translated with notes and Commentary by Daline Gay Levy, Harriet Branson Applewhite, Mary Durham Johnson. University of Illinois, Urbana, 1979, pp. 64-65, 87-96, 254-259.
Buck Claire.Women's Guide to Literature Throughout the World from Sappho to Atwood, Women's Writings Through the Ages. Bungay, Suffolk, Bloomsbury 5.Publishing Ltd., 1992.ПереводЕ.ЛучининойиВ.УспенскойРедакцияВ.Успенской
6. Симона де Бовуар. Надо ли жечь Сада?
Эрос. Сборник. - М., 1991, с. 216-243.
7.Перевод Ж. Горбылевой статьи "Des signes au sujet" выполнен по изданию: Julia
Kristeva. Les nouvelles maladies de I'ame. - Paris: Fayard, 1993. C.191-201.8. Cf. Raymond E.Brown, La Communaute du disciple bien-aime, Paris, 1983.Превосходное исследование из недавних работ, касающихся Евангелия от Иоанна,принадлежит Xavier Leon-Dufour, "L'Evangile de Jean", Bulletin d'exegese duNoweau-Testament in Recherche des sciences religieuses, avril-juin 1985, N2,p.245-280.9. Цитаты из Нового Завета приводятся по Библии, изданной Московской Патриархиейпо благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Российское библейское общество, Москва, 1993 (Прим. переводчика).10. (запечатывать) - деноминативный глагол от (печать,отпечаток, знак). Этимология этих терминов точно не выяснена. Некоторые авторывыявляют в них смысл "треснуть", "разорвать", "сломать" (печать, заставляющаярастрескаться глину или воск, когда ее прикладывают) или "нагревать","съеживать", находя в существительном смысл "трещина". Насилие, взлом исозидание через деформацию могли бы быть также включенными в это семантическоеполе, которое не было бы, следовательно, чуждым к тому, что касается "страстей".Тем не менее "использование печати осуществлялось до греков в эгейском мире",нельзя исключить и заимствование (Cf. p.ex. Chantraine, Dictionnaireetymologique de la langue grecque).296 Ю. КристеваВ латинском варианте в этой фразе шестой главы Евангелия от Иоанна вводится"signavil", из которого и взято значение "sens" (смысл) в глаголе "sceller"(скреплять печатью), исключающее другие возможные значения.Можно добавить еще и употребление этого термина у Григория Назианзина в смысле"крещения" в сравнении с Павлом: "В Нем и вы, услышав слово истины,благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованнымСвятым Духом" (Еф.1,13).Thesaurus Craecae Linguae отмечает, что через Стфрссуч, может обозначатьсяобрезание евреев как знак союза с Богом Авраама. 4. Некоторые уже высказывалиутверждение о космическом характере откровения Иоанна: Иисус приходит от Бога(Ин 8,42; 3,19) или сходит с небес (Ин.6,38); он приходит в мир (Ин. 3,19;12,46;6,14; 11,27 и т.д.); он возвращается туда, откуда произошел (14,2; 12,28; 13,1;и т.д.); он воскресает после Пасхи (14, 16, 16-22 и т.д.) (С(. VirgilioPasquetto, Incarnazione e Communione con Dio, Rome, 1982, cite par Leon-Dufour,p.257). Абсолютная сигнификация представляется в виде космического пути,процесса, который разворачивается и в котором можно мыслить как обозначения, таки способы перемещений.11.Перевод Ж.Горбылевой статьи "Lire la Bible" выполнен по изданию: Julia Kristeva.Les nouvelles maladies de I'ame. - Paris: Fayard, 1993. C.173-189.12. The Idea of Purity in Ancient Judaism, Leiden, E.J.Brill, 1973.13. Cf. Mary Douglas, De la souillure, Maspero, 1971.14. Cf. J.Soler, "Semiotique de la nourriture dans la Bible" in Annales,juillet-aout 1973, p.93 sqq.15. Цитаты из Ветхого Завета приводятся по Библии, изданной МосковскойПатриархией по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАлексия II. Российское библейское общество, Москва, 1993 (Прим. переводчика).16. Е.М. Zuesse, "Taboo and the Divine Order" in Journal of the American Academyof Religion, 1974, t.XLII. ј 3, p. 482-501.17. Cf. J.Kristeva, Pouvoirs de 1'horreur, essai sur I'abjection, Seuil, 1980.18. S. Freud, "Le Moi et le ca" in Essais de psychanalyse, p.200.19. Cf. J.Kristeva, "L'abjet d'amour" in Confrontation, ј 6, 1981, p. 123-125,repris in Histoires d'amour, Denoel, 1983, p. 53-65, Folio "Essais", Gallimard,1985.20. Cf. J.Kristeva, "Herethique de 1'amour", in Tel Quel, ј 74, hiver 1977,repris dans "Stabat Mater", in Hisloires d'amour, op. oil.. p.295-327. 21. "Theodosianl libri XVI..." Berlin, 1905, 1, 2, стр. 729.24. Socratis Scholastici ecclesias-tica historia. Oxford, 1853.
25. Geppert F. Die Quellen des Kirchenhistorikers Socrates Scholasticus. Leipzig. 1898, S. 131;
Meyer W. A. Hypatia von Alaxandria. Heidelberg, 1886, S. 2.
26. Synesius Cyrenaeus. Epistolae J. P. Migne, Patrologiae graecae tomus LXVI. Paris, 1859.
Письма Синезия к Гипатии использованы в работе А. А. Остроумова "Синезий Птолемаидсний". Москва.
27. "Церковная история", книга VIII, глава 9. Philostorgius Kirchengeschichte. Leipzig, 1913, S. III.
28. Suidae lexicon graece et latine recensuit 0. Bernhardy. Halis et Braunswigae, t. 1-2, 1834-1853.
29. Photius. „Biblloteque", t. 1-3. Paris, 1862.
30. To жe у Свиды II, 2, pp. 1312-1313. 11. Joannis Malalae chronographia. Bonn, 1831. Книга XIV, p. 359.
31. Все источники перечислены в ст. "Hypatia" - „Paulys Real-Encyclopadie der classischen Alterturnswissenschaft". B. IX. Stuttgart, 1916. Там же указана основная литература. Из многочисленных иностранных работ особенно важны работы Р. Гохе, В. А. Майера и И. Р. Асмуса.
32. "Церковная история", книга VII, глава 15. В русском переводе, изданном Петербургской духовной академией, это место намеренно искажено. Убийство Гипатии-де "причинило немало скорби и Кириллу и александрийской церкви" (Петербург, 1850, стр. 526). Эта фальсификация сохранена и в издании 1912 года (Саратов, стр. 389).
33. "Жития святых". Книга десятая. Москва, 1908, стр. 159-160.
34. П. Ф. Преображенский. В мире античных идей и образов. М., 1965, стр. 158.
35.Соч. : Франкенштейн, или Современный Прометей: Роман /Пер. З.Александровой;
36.Предисл. А.Елистратовой. М.: Худож. лит., 1965. 244 с.
.: Елистратова А. Предисловие //Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965. С.3-23;
37.Спарк М. Мери Шелли /Пер. Т.Казавчинской //Эти загадочные англичанки: [Сб.] /Сост. и предисл. Е.Ю.Гениевой. М., 1992. С. 232-362. [85]
38.«НЛО» 2003, №64
39.Steiner George. Sainte Simone — Simone Weil // Steiner George. No passion spent. London; Boston, 1997. Р. 179.
40. Зонтаг С. Симона Вайль // Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997. С. 19.
41. Чоран Э. После конца истории. СПб., 2002. С. 191.
42. Главным образом, она говорит об этом в своей работе «Укоренение» («L’enracinement», 1943).
43. Здесь и далее всеобщее — как распространенное на всех и должное быть для всех равнозначимым.
44. Понятие Бога в вейлевской философии тождественно понятию «абсолютного блага» (фр. — bien absolu), отсюда — рассуждения о совершенном характере божественного.
45. Перевод с фр. А. Шмаиной-Великановой46. Данный перечень оценок и характеристик был предложен в докладе А. Шмаиной-Великановой на вечере памяти С. Вейль, состоявшемся 27 сентября 2003 г. в Музее и общественном центре им. А.Д. Сахарова.
47. 2001 Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" | Адрес для писем: mailto:zhz@russ.ru
По всем вопросам обращаться к Татьяне Тихоновой и Сергею Костырко | О проекте
[1]Lougee C. Le paradis de femmes: women, salons, and social stratification in Seventeenth-Century France. Princeton Univ.Press, 1976.
[2]Браун Л. Женский вопрос. М., 1906. С. 71.
[3] Л. Таттл пишет, что она сбежала от мужа и детей в Париж в 1788 г. (см.: Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. Longman, 1986. Р.130).
[4]Браун Л. Указ соч. С. 72-73.
[5] См., например: Women in Revolutionary Paris 1789-1795: Selected Documents Translated with notes and Commentary by Daline Gay Levy, Harriet Branson Applewhite, Mary Durham Johnson. University of Illinois, Urbana, 1979, pp. 64-65, 87-96, 254-259.