Смекни!
smekni.com

Закон диалектического противоречия. (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет: Предпринимательства и управления

Кафедра: Педагогики

Контрольная работа

Тема: «Философия»

Выполнил студент I курса

группы 52-ЗЭИ

Зачетная книжка №506020

Братулин Евгений Петрович

Проверил:_________________

Минск 2006


ТЕМА: Закон диалектического противоречия.

Содержание:

1. Сущность закона и его основные категории: тождество, различие, противоположность, противоречие.

2. Диалектические противоречия – источник движения и развития.

3. Всеобщность и специфический характер противоречий, их многообразие и основные виды.

4. Социальные противоречия и способы их разрешения.


1. Сущность закона и его основные категории: тождество,

различие, противоположность, противоречие.

Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений на­зывают законами. Признание универсальной законосообразности вещей и процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является непременной предпосылкой всякого рационального позна­ния и целенаправленного преобразования реальности. Открытие регулярных связей, зависимостей, схем детерминации явлений концентрирует в себе наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности людей. «...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаи­мозависимости и цельности мирового процесса». Категориаль­ные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерно­стей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления.

В известном смысле все формы знаний об универсальных свя­зях бытия в контексте материалистической диалектики могут быть представлены как сложная совокупность тесно связанных между собой универсальных закономерностей природного и со­циального бытия, а также их познания. Разграничение диалек­тических законов, принципов, категориальных соотношений весь­ма условно. Закономерности, которые открывают и осмысливают философы, носят предельно общий, универсальный характер. Область их действия, в отличие от законов, устанавливаемых в специальных науках, безгранична.

Кроме того, в философии осмысливается, разрабатывается сама идея, концепция законосообразности всего сущего. Так, в древнекитайском учении о Дао, в идее логоса у Гераклита выражалась первоначальная постановка вопроса о всеобщем за­коне, управляющем всем существующим. Позже на смену этому самому общему представлению о законе, еще насыщенному мифологическими и эмоциональными образами, не вполне отде­лившемуся от наивных религиозных идей о вечной, неизменной судьбе, слабо связанному с экспериментальной практикой, пришло более развитое понятие закона, которое воплотило в себе суть но­вого научного объяснения мира, выработанного в XVI — XVII ве­ках. Правда, и в это время понятие закона природы формирова­лось не без влияния древней по своим корням идеи бога, пред­писывающего природе законы. Но постепенно понимание зако­нов приобретало новые черты: привходящие, ненаучные компо­ненты отходили на задний план, уступая место экспериментально наблюдаемым устойчивым связям явлений.

Трудами Галилея и Коперника закладывались основания мате­матической физики, предтечей и моделью которой была физика Архимеда. Здесь берет свое начало современная наука. С этого времени она постоянно увеличивает число открытых законов, еще глубже и полнее охватывая систему объективных связей действительности. Именно в новое время всемерно укрепляется идея законосообразности мира, она становится стержнем мировоззре­ния и научного познания. Свое зрелое выражение понятие закона природы получило в XVII веке в трудах Декарта и Спинозы. Вы­явление закономерностей осознается как существо, цель и смысл научного познания.

Философия же свою задачу видела в обобщении практических и научных представлений о законах, разработке самого общего учения о законосообразности, детерминации явлений. Вместе с тем философская мысль стремилась выявить также особого рода закономерности, выпадавшие по тем или иным причинам из компетенции конкретных наук. Начиная с Аристотеля, который первым очертил специфически философский подход к миру, большинство философов признавало направленность филосо­фии на коренные законы, принципы бытия и его познания,универсальные основы действующих, изменяющихся причинных и других связей. Стремление постичь мир как связное целое по­стоянно выводило философов к уяснению самых общих законо­мерностей.

Диалектико-материалистическая ориентация на обобщение вы­водов науки и практики позволяет формулировать философские закономерности, имеющие реальную, притом обширную связь с наукой и воплощающие в себе объективное знание об универсаль­ных связях явлений, их диалектических соотношениях. Такие закономерности выступают как предельное обобщение достаточно больших групп более конкретных законов, а также как обобщен­ное выражение мыслительных схем анализа и синтеза в самых различных областях познания и практики. Так, закон перехода количественных изменений в качественные был довольно рано найденной первичной философской догадкой. Пройдя разные ста­дии последующей теоретической разработки, он получил широкое научное подтверждение, но и на зрелых стадиях научного познания он не утратил своего значения как формы философского мироуяснения. В нем — через диалектическую связь категорий — воп­лощено предельное обобщение, синтез соответствующего типа связей.

Познание, философское осмысление диалектической законо­мерности проходит различные этапы — от первичной, иногда на­ивной догадки к более зрелой, оформленной в соответствующих понятиях (соотношение категорий) и опытно подкрепленной идее, далее к системно-теоретическому знанию и, наконец, к разраба­тываемым на его основе методологическим принципам, познава­тельным приемам и процедурам. Навык, умение, порой даже искус­ство применения таких приемов очень важны в диалектике. Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной диалек­тической связи лишь в виде знания результата. Диалектические соотношения категорий служат концептуальными орудиями уясне­ния все новых и новых предметных областей, решения многооб­разных проблем.

Материалистическая диалектика представляет собой теорети­ческий философский «образ» мира в сложном сплетении его свя­зей, взаимодействий, в его изменении, развитии. Но этого не­достаточно. Диалектика — плюс к этому — всегда есть и «образ» мысли — совокупность познавательных приемов, методов такого понятийного мышления, которое способно уяснить сложную, противоречивую, постоянно изменяющуюся действительность. Суммарно, обобщенно этот аспект диалектики выражают через совокупность познавательных норм, рекомендаций диалектиче­ского изучения и истолкования мира.

Тождество и различие.

Логическое движение мысли ча­сто базируется на допущении, что предмет (на протяжении рас­суждения о нем) остается тем же самым предметом, сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. В основе закона тождества (А=А) лежит абстракция отождествления: отвлечение от совершающихся в предметах изменений и концент­рация внимания на его устойчивых характеристиках. Такая операция необходима и оправданна в рассуждениях в тех преде­лах, в каких изменениями предмета можно пренебречь. Метафи­зический взгляд на мир, абсолютизируя одну из сторон, исходит из представлений о реальной неизменности предметов, лишаясь, таким образом, возможности адекватного отображения подвиж­ного, изменчивого бытия. При диалектическом взгляде на вещи их тождество и различие рассматриваются как «пульсирующие», неразрывно связанные друг с другом моменты.

Понятие «изменение» предполагает некоторый относительно устойчивый объект, имеющий в разное время, кроме сохраняю­щихся, также и разнящиеся между собой характеристики.

Когда говорят: «тот же самый» или «другой, иной» приме­нительно к разным предметам, речь идет тем самым об одинаковых или различных предметах. Об изменении же можно говорить лишь при сопоставлении двух или более различных состояний одного объекта.

В природе и обществе не существует предметов, не подвер­женных изменениям, остающихся тождественными самим себе. Даже при значительной устойчивости многих структур происходят постоянные изменения, снимающие их «абстрактное тождество» с самими собою. Так, геология изучает постоянно совершающиеся поверхностные и внутренние процессы: механические изменения (выветривание, изменение давления, поднятие почвы, землетря­сения и др.), тепловые (вулканические), химические (под дей­ствием воды, кислот, связывающих веществ) изменения.

«Абстрактное тождество» немыслимо обнаружить реально. Растение, клетка, животное, пояснял Энгельс, в каждое мгно­вение своей жизни тождественны с собой и, тем не менее, отли­чаются от самих себя. Постоянно происходит усвоение и выде­ление веществ, дыхание, образование и отмирание клеток и т. д. Благодаря накоплению молекулярных и других изменений, состав­ляющих жизнь, происходят наблюдаемые изменения в виде жиз­ненных фаз: эмбриональная жизнь, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть. По мере развития диалектики все яснее сознавалось: чертой изменяющихся вещей является лишь относительная устойчивость. Метафизическое рассмотрениепредметов как тождественных себе — абсолютизация относительной устойчивости, недооценка изменений.

Тождество и различие — диалектически слизанные характери­стики любого изменяющегося предмета. Тождество с собой уже с самого начала имеет своим необходимым дополнением раз­личие — отличие данного предмета от всего другого. Кроме того, постоянно совершающиеся изменения в чем-то постоянно модифи­цируют предмет, делают относительным, неполным его тождество с самим собой. Вот почему правомерно утверждать, что предмет тот же самый и не тот же самый. Вне диалектического сочетания противоположных черт устойчивости и изменчивости, тож­дества и различия — оказывается невозможным понять изменение. Характерно, что абсолютизация изменчивости (вспомним Кратила), по сути, тоже приводит к тому, что судить об изменении, по­нять его делается невозможно («И один раз нельзя войти в один и тот же поток»). Поток как бы «склеивается», его фазы, моменты, внутренняя дифференцированность делаются неразличимыми, а это значит, что он как бы уравнивается с покоем, неизменно­стью.