Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, — писал Гегель, — и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один также необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».
Понятно, что и характер качеств, и формы разрешения противоречий, и направленность развития целого будут довольно сильно разниться, например, в неорганической природе и в сфере человеческого духа, что, однако, вовсе не исключает принципиального гомологического единства между ними. Одна из бед метафизического мышления (в смысле антидиалектики) — неумение разбираться в диалектике субстанциально устойчивого и акциденциально изменчивого, всеобщего и единичного, сущностного и явленного, необходимого и свободного. Здесь везде, как писал тот же Гегель, «удерживаются односторонние... и исключаются противоположные определения. Это вообще строгое или-или, согласно которому утверждают, например, что мир или конечен, или бесконечен, но непременно лишь одно из этих двух».
Иногда говорят, что есть основные, а есть неосновные законы диалектики, выраженные парами предельных категорий типа «сущность—явление», «необходимость—случайность»,«возможность-действительность», «причина—следствие», «форма—содержание» и т.д. Такое утверждение не столько ошибочно, сколько избыточно, ибо все философские категории, которыми оперирует наше мышление, схватывают важнейшие противоположные стороны бытия. Путем прояснения их категориального содержания мы выявляем какие-то важные универсальные закономерности функционирования, развития и упорядоченности окружающего мира. Однако есть четко зафиксированные на философском категориальном языке универсальные закономерности развития, а есть категориальные онтологические смыслы (типа выделенных выше категориальных пар), которые описывают разные аспекты бытия, но все же больше относятся к характеристике типов связей, существующих в мире.
Таким образом, законы диалектики описывают:
а) источники и движущие силы (закон взаимодействия противоположностей);
б) механизмы (закон перехода количественных изменений в качественные);
в) общую архитектонику (закон отрицания отрицания) развития. Поэтому перейдем теперь к краткой характеристике этих законови выводу из них некоторых значимых следствий.
Литература
1. Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т 2. Философия природы. М., 1975.
2. ЛосевА.Ф. История античной философии. М., 1989.
3. Оруджев З.М, Диалектика как система. М., 1973.
4. Петров Ю.А. Диалектика отображения движения в научных понятиях // Диалектика научного познания. М., 1978.
5. Соловьев B.C. Соч.: В2т.Т1.М., 1988. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.