Мнение 2. Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской «закваски» в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что «философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, несистематических, открытых, проблематичных и прагматических». Одной из характеристик этого нового способа философствования является «чувство истории» и исторической размерности с соответствующей чуткостью к объективности, осознанием критической дистанции с объектом истории, с знанием исторических условий. Гарэн видит новую философию гуманистов в конкретном действительном моменте истории итальянской жизни, обращая внимание на политические причины, оказавшие влияние на мысль Гуманизма во второй половине XV в. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем.
Гарэн видит сущность гуманизма не только в том, что он обратился к прошлому, но и в том способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому подходит. «Отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность гуманизма. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и знаний Афин IV в. до н.э. [12, с.216-217 ].
Два тезиса, представленные Кристеллером и Гарэном, в действительности плодотворны именно вследствие своей антитетичности. Верно, что термин «гуманист» указывает на источник, профессию литератора, но это «ремесло» уводит намного дальше университетских наставлений, оно вовлекает в активную жизнь, освещает проблемы жизни ежедневной, делается действительно «новой философией» [12, с.219 ].
2.2 Гуманистическая мысль Ренессанса
У истоков гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1324). В своей бессмертной «Божественной комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он показал элементы нового, зарождающегося мировоззрения Ренессанса. Данте дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек определен с одной стороны – Богом, с другой – природой. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение человека реализуется в гражданском обществе; к вечной жизни человека ведет церковь. По Данте, церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые должны стремиться к созданию общественного устройства, помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве, всеобщем мире [4, с.294-295; 6, c.96 ].
Франческо Петрарка (1304-1374) единодушно считается первым гуманистом. Являясь ярким пропагандистом античной культуры, он собирал подлинные классические тексты. К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривая в них лишь прошедший «золотой век» и потерянный рай. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее.
Петрарка принимает христианство, но лишь в его несхоластической интерпретации. В своем трактате «О собственном незнании и незнании других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое «невежество», показывая такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. Он склоняется к идее активной самореализации человека. Петрарку интересовали прежде всего внутренние этические проблемы, что является признаком эпохи Ренессанса, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания [14, с.99-100; 4, c.295-296 ].
Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в культуре, был друг Петрарки флорентиец Джованни Бокаччо (1313-1375), который в своем «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым языком [4, c.296-297 ].
По пути, открытому Петраркой, с успехом следовал и Колюччо Салютати (1331-1406). Ему принадлежит заслуга в учреждении первой кафедры греческого языка во Флоренции под руководством приехавшего в Италию ученого византийца Эмануила Хризолора. Салютати в своих книгах «Письмо» и «о благородстве законов и медицины» иллюстрирует приоритет активной жизни над созерцательной: «Не верь, о Пилигрим, что избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, уходя в скит, - ты тем самым находишь путь к совершенству… Кто был дороже Господу: затворник и отшельник Павел или деятельный Авраам? … Верь мне, о Пилигрим, что только те, кто печется о вещах мира, только те понимают нечто в созерцании; таким образом, есть много званых, но мало избранных». Идеалы Ренессанса выражаются и в следующей его мысли: «Я … всегда буду погружен в действие, направленное к высшей цели, чтобы всякое мое деяние было полезно и мне, и семейству, и что более важно – чтобы оно послужило для пользы моим друзьям и родине, а тогда оно может послужить примером и человеческому обществу» [12, c.240-241 ].
Учеником, другом и продолжателем творчества Салютати был Леонардо Бруни (1370/74-1444). Слава Бруни в значительной степени связана с переводами «Политики» и «Никомаховой этики» Аристотеля, которые способствовали новому подходу к этим текстам. Спиритуалистическому гуманизму Петрарки Бруни противопоставляет граждански и политически более действенный гуманизм. Как и Аристотель, он говорит, что истинным параметром моральных суждений является добродетельный человек, а не абстрактное правило: «Если человек не добродетелен, он не может быть благоразумным, благоразумие (мудрость) действительно является точной оценкой его возможностей… Честному человеку, таким образом, прямо и свободно открывается дорога к счастью… Хотите быть счастливыми – нет ничего надежнее честности и добрых дел» [12, c.241-242 ].
Гуманистом с разносторонними интересами был Леон Баттиста Альберти (1404-1472), который занимался философией, математикой, архитектурой и живописью. Два его рассуждения о смысле человеческой деятельности и о превосходстве добродетели над судьбой стали особенно известными: «…Человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить. Человек родился не для того, чтобы изнывать в безделии, но для того, чтобы упражняться в вещах великих и славных, которым он может радоваться и посредством которых может прославлять богов, а также для того, чтобы использовать совершенства добродетели и таким образом добывать счастье». «Так не признается ли большинство из нас в том, что судьба наша есть то, что мы с быстротой и старанием выносим в качестве решения, которое мы утверждаем или поддерживаем? Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы только тот, кто привык подчиняться» [12, c.243-247; 14, c. 100 ].
Одной из самых значительных фигур XV века был Лоренцо Валла (1407-1457). В этике Валла близок к эпикуреизму, он делает интересную попытку возобновить эпикуреизм на христианской основе. Согласно Валле, все, что создала природа, не может быть не свято, и наслаждение также свято и похвально; но, поскольку человек состоит из тела и души, наслаждение проявляется по-разному. Это, конечно же, чувственное наслаждение, самое низкое, а потом следуют наслаждения духа, права, искусств и культуры, и выше всего – христианская любовь к Богу. Валла не хочет принизить роль Бога. Наоборот, противопоставляя рассудочной добродетели теологическую, он пишет: «Так избавимся от честолюбивого стремления к познанию высшего и приблизимся к нему в смирении. Ничто не поможет христианину более, чем смирение, узнать великолепие и щедрость Бога, ведь сказано: «Бог сопротивляется надменным, но благоволит кротким». Как антиклерикал, Валла выступал против светской власти римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахроничность монашества как его главного носителя. Он враждебно относился к схоластической метафизике как к праздному занятию, тщетно стремящемуся сделать понятным то, что не может и не должно быть понято [12, с.247-249; 4, c.297; 5, c.8-9 ].
Эпоха Гуманизма и Ренессанса отмечена всеобщим обращением к платонизму, создающему определенный духовный климат. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон становится символом прогрессивного развития философской мысли.
Развитию платонизма в Западной Европе способствовало переселение большого числа ученых византийцев на Запад (главным образом в Италию). Византийцы сохранили живую эллинистическую традицию вплоть до эпохи Возрождения, несмотря на чрезвычайную скудость оригиналов.
Одним из самых известных «итальянских» византийцев был Георгий Гемист Плетон (Плифон) (1365-1425). Он учил, что мир зависит от Бога, но не был им сотворен, ибо существует вечно. Платон предлагает почти языческую форму неоплатонизма. Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит его божественность. Призвание человека – быть соединением этой гармонии, и человек является божественным, если он реализует в себе и в отношении к природе и к миру эту красоту гармонии – это и есть путь нравственного совершенствования [12, с.249-252; 4, c.298-299; 6, c.99 ].