Платонизм Фичино был направлен против схоластики Фомы Аквинского. Философия, по его мнению, не служанка, а “сестра” теологии. Вопрос об отношении бога и мира он решал пантеистически: бог – первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир. Идея бога универсальна и является основанием для существования единой и общей для всех людей религии. Человек занимает в иерархии мира высшее место и перед ним стоит задача совершенствования с целью приближения к высшему существу - к богу.
Пико делла Мирандола (1463-1495). Основные философские сочинения: “О достоинстве человека” (1486).
В понимании мира проявились пантеистические воззрения, именно: бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Мир состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Низшие сферы возникли из высшего бестелесного начала, из “хаоса”, который упорядочил бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. В речи “О достоинстве человека” говорится о человеке как о центре мира и как об особом микрокосме, который пронизывает все сферы мировой иерархии – земные и небесные, низшие и высшие. Человек имеет право формировать собственную личность посредством свободной воли и выбора, посредством собственной активности. Человек сам творец своего счастья.
Аристотелизм Ренессанса. П. Помпонацци (1462-1525).
Основные философские сочинения: “О бессмертии души”(1516), “О причинах естественных явлений”(1520), “О судьбе, свободе воли, предопределении” (1520).
В своих трактатах он ссылался на Аристотеля и по-новому, по сравнению со схоластикой, интерпретировал его идеи. В частности, при рассмотрении понятия души он использовал идею о неотделимости души от тела. Душа материальна и поэтому смертна. Бессмертие души нельзя рационально обосновать, в нее можно только верить. Преимущество человека состоит в достижении не бессмертия, а счастья и блаженства. Сочинение Помпонацци “О причинах естественных явлений” содержало идеи о том, что космическое движение подчиняется всеобщим, естественным законам; что все в мире имеет причину; все возникает, изменяется и гибнет, находится в вечном круговороте.
Гуманизм в заальпийских странах (Северное Возрождение).
К концу XY века в Германии и в Нидерландах зародилась и расцвела своеобразная гуманистическая культура. Ее своеобразие заключалось в особом интересе к этико-религиозной и церковно-политической проблематике.
В развитии гуманизма в XY века большую роль сыграли философские идеи Николая Кузанского, пропаганда новой образованности в этих странах итальянскими гуманистами, лекции об античной культуре, которые читали в университетах странствующие немецкие поэты. На рубеже веков быстро шли процессы объединения гуманистов в сообщества и формирования городских центров гуманизма. Была опубликована сатирико-дидактическая поэма С.Бранта (ок. 1458-1521) “Корабль дураков”(1494), в которой проявилось гуманистическое понимание природы человека, сочетавшееся с отказом от религиозных критериев оценки его поведения. Брант обличал невежество, своекорыстие, засилье “господина Пфеннинга”. Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский мыслитель, много путешествовал, изучал античные рукописи, переводил их на латынь. Подготовил первое печатное издание на латинском языке Нового завета с комментариями, сделав тем самым важный шаг к Реформации. Эразм был лично знаком с выдающимися гуманистами, в частности с Т.Мором. В своей сатире “Похвала глупости”(1509 - 1511) он обобщил свой опыт и взгляды по всем вопросам человеческой жизни, критиковал средневековую схоластику, религиозную мораль, требовал возврата к подлинной христианской морали. Смысл жизни видел в пользовании земными благами.
М.Монтень (1533-1592). Основное философское сочинение: Опыты” (1580). Французский философ хорошо знал античную и средневековую культуру. Он критиковал схоластический догматизм, преклонение перед авторитетом, распространенные предрассудки. Он был сторонником скептицизма: в центре его произведения “Опыты” был вопрос “что я знаю?”, полагал, что “философствовать – значит сомневаться”. Монтень доказывал изменчивость и ограниченность человеческих знаний, необходимость их совершенствования. Он считал, что жизнь людей подчинена законам природы; душа зависит от тела и смертна. Этика Монтеня была близка эпикуреизму: содержала признание право человека на земные наслаждения. “Опыты” Монтеня были включены Ватиканом в 1676 г. в индекс запрещенных книг.
Идеи гуманизма нашли отражение в педагогической теории и практике. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень) критиковали всю средневековую схоластическую систему образования и воспитания, противопоставив ей новую систему, направленную на развитие самостоятельного мышления у человека, высоких нравственных качеств в духе гуманистической морали. Они считали необходимым изучать в школах не только античное наследие, но и предметы, вооружавшие нужными в практической жизни знаниями и умениями.
Важным явлением общественной, идейной и культурной жизни ряда стран Западной и Центральной Европы XYI-XYII веков была Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление). Это было разнородное движение, направленное против средневековой католической церкви. В узком смысле слова Реформация – это проведение религиозных преобразований в духе протестантизма. Ее наиболее глубокие причины были связаны с разложением феодального способа производства, зарождением капиталистических отношений и новых классов. Реформация была подготовлена гуманистической критикой средневекового миросозерцания и средневековыми ересями. Ее идеологи создали учение о том, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в церкви со всей ее иерархией во главе с папой. Спасение достигается не внешним проявлением религиозности, а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное писание.
Выдающимися представителями реформационного движения были в Германии М. Лютер (1483-1546), Ф. Меланхтон (1497-1560), У. Цвингли (1484-1531), Т. Мюнцер (1490-1525), во Франции Ж. Кальвин (1509-1564). В результате Реформации католическая церковь утратила монополию в Западной Европе. В странах, где она победила - в Германии, Швейцарии, Англии, Нидерландах и др. возникли протестантские церкви и новая идеология – протестантизм.
Натурфилософское направление.
Возникновение и расцвет во второй половине XYI веке натурфилософии (от лат. Natura – природа, философии природы) были связаны с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Д. Кардано, Парацельса и др. Она развивалась на основе античного наследия – платонизма, пантеизма, признания единства микро- и макрокосмоса, целостности природы и параллельно с новым естествознанием, в котором на первый план были выдвинуты экспериментальные и математические методы исследования.
Николай Кузанский (1401-1464) - видный церковно-политический деятель, значительную и наиболее плодотворную часть жизни провел в Италии. Основные философские сочинения: “Об ученом незнании” (1440), “О предпосылках”, “О скрытом боге”.
Объединив традиции средневекового неоплатонизма и гуманистические веяния, он создал оригинальную диалектическую философскую систему. Важное место в ней занимали понятия метода, априорного (доопытного) предвосхищения реальности, строгих критериев научного познания. Условием познавательной деятельности он считал соединение “видимых противоположностей в предшествующем им единстве”. Он трактовал мир как потенциальную бесконечность. Проблема отношение бога и мира была решена им теоцентрически и пантеистически, хотя и с новыми, по сравнению со средневековьем, идеями. Естественнонаучные и математические произведения Кузанского предвосхищали новую европейскую науку
Парацельс (1493-1541), врач, ученый, чье имя было окружено легендами (его личность, возможно, была одним из прототипов Фауста), имел магико-мистическое мировоззрение. Этот ученый стремился связать натурфилософию и опытные знания. Он считал, что всякая реальность имеет свою активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе: кто ее познает, тот обретет способ воздействовать на природу и преобразовывать ее. Характерной чертой учения Парацельса стал культ неутомимой творческой активности человека в постижении тайн природы по принципу “мочь, знать, уметь”. Одухотворяя природу, приписывая ей антропные свойства, он подчеркивал взаимозависимость всех вещей, единство мироздания, соответствие между макрокосмом и человеком.
Одну из самых радикальных и последовательных пантеистических систем эпохи Возрождения создал Д. Бруно (1548-1600), убежденный сторонник Коперника. Основные философские сочинения: «О причине, начале, едином» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584).
В основе его теории лежали суждения о Едином и беспредельной Вселенной, не имеющей центра. Она не сотворена, не может исчезнуть - существует вечно. Миры множественны. Важные части его учения – идеи о диалектическом совпадении противоречий в единстве Вселенной и о материи как активном, творческом начале, условием существования которого является время и пространство. Бруно выдвинул учение о монадах – неделимых частицах, атомах, из которых состоит материя. Каждый атом есть бог, он заключен во всех вещах, разлит во всей природе. Способность материи-бога к движению Бруно назвал “душой мира”, считая космос живым. В бесконечном его многообразии происходит вечное и непрерывное движение, приводящее к постоянным изменениям, перемещениям “душ” погибающих и вновь возникающих вещей. Пантеизм Бруно заключался в том, что Вселенная, природа и бог у него совпадали. Бруно – решительный враг церкви, христианства. Он полагал, что вера несовместима с разумом. Однако он признавал необходимость религии для наставления невежественных народов. Воззрения Бруно были осуждены церковью, в 1600 он был сожжен в Риме.