По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во много опирался на достижения естественных наук, критиковал многие формы католицизма.
8. Герменевтика.
Философская герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.
К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
-«герменевтический треугольник»;
-«герменевтический круг».
Первыми герменевтиками были средневековые теологи – схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов – герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера.
Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.
Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
-дивинации – искусственного «вживания» в душу автора текста;
-сравнения – сопоставления фактов, других данных.
Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.
9. Ситуация постмодернизма в философии.
Термин «постмодернизм» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины ХХ в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.
Основными чертами постмодерна являются следующие:
· «потеря субъекта»;
· игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;
· стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.
Данное направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания.
Что же предлагают постмодернисты?
1. Прежде всего, не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск – это иллюзия старой философии.
2. Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ.
3. «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. Так же и в оценках интеллекта и способностей людей следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой.
Многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования – философствование без субъекта. Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания.
Литература
1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1994.
2. История современной зарубежной философии: компаративный подход. – СПб.: Лань, 1997.
3. История философии в кратком изложении. – М., 1995.
4. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.
5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб., 1994.
6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.
7. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.
8. Сумерки богов. – М., 1989.
9. Философия ХХ века: Учебное пособие. – М., 1997.
10. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
11. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1999.