Смекни!
smekni.com

Идеальное (стр. 5 из 5)

- либо, напротив, как непротяженное инобытие отражаемого в отражающем в подчиненной, преходящей, положенной, растворенной, виртуальной, снятой форме (субъективный способ существования образа).

В обоих случаях идеальное обычно противопоставляют "реальному", т. е. протяженному и вещественному (от позднелат. - вещественный) существованию, и определяют идеальное как отсутствие в образе вещества того предмета, который либо творится по мерке образа, либо копируется в форме образа. Реисты и "вульгарные материалисты" отрицают невещественность образов, а бихевиористы вообще устраняют категорию идеального, сводя образы сознания к поведенческим структурам.

2. В субстратно - содержательном плане идеальное также трактуется по-разному:

- как потенция образа творить вещь по своему подобию, выступать бестелесным геном отдельной вещи, архетипом класса вещей или сущностью качества, служить образцом (эталоном, принципом, идеалом, совершенством, планом), по которому воспроизводятся реальные предметы;

- как всеобщая способность предметов запечатлевать в своих внутренних структурах тени друг друга, воспроизводить друг друга в форме копий или карт, выражаться друг через друга.

В том и другом случае идеальное мыслится как свойство образа сопрягаться со своим предметом, содержательно походить на него, находиться с ним в отношении некоторого соответствия. Философы-марксисты предпочитают именовать идеальным только высшую, человеческую, форму отражения мира. Субъективные идеалисты не связывают идеальное с отношением соответствия между образами и вещами, поскольку теоретически отрицают объективную реальность.

3. В аспекте данности человеческому сознанию идеальному дают разные определения:

1. Творящие первообразы или сущности вещей открываются нам благодаря своему просвечиванию сквозь явления, поэтому идеальное - чувственно-сверхчувственный способ познания мира, имеющий наглядно-образный (эйдетический) и логический (идеализация, абстракция, понятие) уровни.

2. Объективные прообразы предметов и сущности вещей созерцаются только внутренним зрением, интуицией, даны нам непосредственно - внутренне (имманентно), поэтому идеальное есть сугубо внутреннее и прямое усмотрение прообраза или сущности (оригинала).

3. Идеальное - переживание индивидом информации о внешнем мире в "чистом виде", когда все посредники - носители информации внутри организма - не воспроизводятся в личном сознании (Д.И. Дубровский).

Общее в трактовках гносеологического аспекта идеального - понимание его как способа субъективного существования ноуменальных и феноменальных характеристик предметов в деятельности и сознании человека, будь те формы схемами практики, чувственными и рациональными образами или непосредственным (мистическим) знанием оригинала.

В зависимости от понимания онтологии и гносеологии идеального его могут мыслить либо как нечто оторванное от реальности, недостижимое или неполно постигаемое человеком, либо как нечто изначально возникающее в структуре человеческой практики, либо как свойство сознания любого человека, но не более того.

Понятие идеального своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь имеет собственную уникальную душу, а душа вещи способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждый класс людей или вещей обязан своим происхождением и главными признаками предку-родоначальнику.

Идеология имеет дело не просто с идеями, а с фундаментальными идеалами общества. От всеобщего признания и властной сакрализации основных идеалов зависит единство, целостность общества и социальных групп. Усиление диссидентских взглядов на признанные базовые идеалы и развенчание их в глазах большинства людей ведет к гибели соответствующей культуры. Начавшееся с середины 80-х гг. обновление нашего общества и размывание советской культуры предварялось в 60~80-е годы теоретическим переосмыслением интеллигенцией природы всякой идеологии и существа составляющих ее идеалов. Это переосмысление отлилось в отечественной философии в форму отвлеченной дискуссии по проблеме идеального. Участники дискуссии далеко не всегда осознавали и уточняли обсуждаемый предмет (идеальное - это эйдетическое, идейное или нечто, относящееся к идеалу, т. е. образцовое), нередко смешивали пространственно-временной, субстратно - содержательный и гносеологический аспекты "идеального", что мешало плодотворному движению проблемы. Тем не менее, дискуссия, шедшая преимущественно в гносеологическом ключе, постепенно восстановила забытые аспекты этого понятия.

Литература

1. Любутин К., Пивоваров Д. Синтетическая теория идеального/ Науч. ред. Н.С. Рыбаков. – Псков, 2000.

2. Любутин К., Пивоваров Д. Диалектика субъекта и объекта. - Екатеринбург, 1993.

3. Маркс К. Энгельс Ф. соч. – 2-е издание Т. 1.

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970 Т. 1, 2.

5. Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. – 1984 - № 10.

6. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. Т. 2. М 1962.

7. Ильенков Э.В. Проблемы идеального // Вопросы философии – 1979.№ 6.

8. Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятием индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии – 1988 -№ 1.

9. Пиаже. Избранные психологические труды. М. 1969.

10. Гальперин Г.Я. Введение в психологию. М. 1976.

11. Прибрам К. Языки мозга.- М., 1976.

12. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т 29.