Тонкие души творческих личностей видели эту опасность потери смысла в пространстве постмодернизма: "Рильке открывает угрозу приближающейся катастрофы: умирание немотствующего бытия, "души вещей", отчужденной от человека горой словесного мусора"(1, 182). В постмодернизме "находит свое завершение начавшийся в модернизме отказ от природы как естественной среды обитания человека и замены ее новой, искусственной"(1, 32).
Слово потеряло первоначальный смысл, и, согласно постмодернизму, следует вернуться к истокам, к начальным формам абстрактного человеческого разума, чтобы вновь его обрести. "Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно, а о том, что высказыванию не подлежит, следует молчать", - сказал Л.Витгенштейн.
Таким образом, кажущаяся иррациональность критики логоцентризма является в современных условиях кризиса культуры попыткой нетрадиционным (часто вненаучным, эзотерическим) путем решить проблемы ее дальнейшего развития.
Но эта попытка пока не принесла заметных плодов. Представляется, причины этого лучше рассматривать в ретроспективе и перспективе постмодернизма.
В глобальной исторической ретроспективе, на наш взгляд, действует закономерность «отрицания-отрицания»: каждая предшествующая культурная эпоха, возникнув из предшественницы, по мере своего развития отрицает ее, но затем сама становится догмой (какие бы либеральные или демократические ценности не несла в себе). Так было со средневековьем, затем с гуманизмом Возрождения. Просвещение Нового времени, заложившее основные ценности западного мира, сменил позитивизм. Реакцией на него явился модернизм Х1Х века, затем подвергшийся после двух мировых войн ревизии постмодернизмом.
В связи с этим закономерен вопрос: что же такое постмодернизм, и каково будущее постмодернистской философии и культуры?
Когда-то Хоркхаймер и Адорно предсказали развитие современной культуры постиндустриального общества. "В современном буржуазном обществе просвещение само превращается в мифологию и мифотворчество. Механизированная воля к овладению прикована к данному, фактическому, познание ограничивается повторением. Развитие научно-технической рациональности поглощает различные сферы общественной жизни, подчиняет формальным, абстрактным правилам и целям культуру, философию, язык и т.д. С овеществлением духа околдовывается отношение человека к себе и другим людям, происходит общая деградация природы человека, “единичное полностью аннигилируется” противостоящими ему экономическими силами. Индивидуализм привел к своей полной противоположности - псевдоиндивидуальности. Человек более не совершает моральный выбор, он просто отождествляет себя со стереотипами господствующей шкалы ценностей. Сообщества людей превращаются в псевдоколлективы, состоящие из людей-атомов, в единицы господства.
Рациональность превратилась в иррациональность, способствуя тотальному управлению человеком вопреки тем возможностям, которые должны были бы перед ним открыться. Просвещение и идея прогресса исчерпали себя. Индустрия сознания формирует и насаждает новую мифологию. Миф ХХ века приобретает черты коллективного безумия. Все природное наделяется отрицательными чертами, агрессию выдают за самозащиту. Венцом иррациональности рационализма стал фашизм - логическое развитие традиций господства в европейской цивилизации"(30).
Таким образом, описание общества полувековой давности напоминает современное постиндустриальное общество. Но авторы не приводят ни программ по его преобразованию, ни прогнозов на будущее.
Современный философ А.В.Бузгалин делает неутешительные выводы: "Постмодернизм устарел…" - смысл заложен в названии статьи. Он видит природу постмодернизма в связи с развитием рыночных отношений. "Рынок конца ХХ - начала ХХ1 века оказался, по сути дела, мощной тоталитарной системой, всесторонне подавляющей человека." "Постмодернизм отрицает не только внутренние связи от явления к сущности, но и внешние - это помогает рынку тотализировать человека".
Таким образом, постмодернизм - слуга рынка. Но здесь противоречие, так как он служит тому, что высмеивает (то есть массовую культуру, связанную с рынком). По Бузгалину, таким образом, причины возникновения и заката постмодернизма одинаковы. Автор связывает закат постмодернизма с процессом глобализации. Философия постмодернизма, необходимая на первых порах, в дальнейшем сменится "новой глобальной идеологией (адекватной ультраимпериализму)", которая будет обслуживать интересы транснациональных корпораций. Ей будет противостоять "новая открытая методология новых альтернативных социальных движений". Эти социальные движения продолжат дело постмодернизма (5, 13) .
Подобные прогнозы дает и В.А.Кутырев. Взамен модернизму, основанному на экономизме - власти денег, приходит постмодернизм с идеей "технического коммунитаризма", главными ценностями которого становятся обладание информацией. При этом на второй план отступают "живое общение, социальная солидарность и братство", все "духовные и личностные начала". Автор ратует за сопротивление "оргии потребительства, … и безумной, поистине сорвавшейся с цепи производственной эксплуатацией среды собственного обитания, с безответственным, и, в конечном счете, самоубийственным манипулированием своим телом и психикой"(16, 65).
Л.А.Микешина делит все философские учения о познании на систематические (т.е. представляющие какую-либо картину мира, это учения И.Канта, Локка, Маркса, феноменология Гуссерля, критический рационализм К.Поппера) и антисистематические (имеющий периферийный, "наставительный", по Р.Рорти, характер). Именно гносеологические взгляды Витгенштейна, Хайдеггера, Гадамера, Деррида и составили основу постмодернизма как "состояния" в науке и культуре. Им соответствуют два направления когнитивных теорий: первое придерживается естественнонаучной строгости; второе - "берет за образцы гуманитарные и художественные формы мышления, все богатство практик экзистенциально-антропологических традиций"(19, 50).
Согласно Кутыреву, как было указано, они боролись между собой. В результате второе направление начало побеждать. Но постмодернизм показал недостаточность примата только гуманитарного направления. По мнению Л.А.Микешиной, "в новом веке, наряду с дальнейшим развитием обеих типов практик, будет решаться и проблема их соотнесения, взаимопроникновения и, возможно, синтеза"(19, 51).
Мы пришли, таким образом, к выводу, что только синтез всего философского знания, без радикализма постмодернизма, способен решить проблемы современной философии и культуры, а с ними и общества в целом.
1. Актуальные проблемы современного философского исследования. - Вологда, 2003. - 142 с.;
2. Блюменкранц М. Мир после смерти вещей (культура непримиримой толерантности) // Вопросы философии, 2003. - №2;
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.,1999;
4. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. – М.,2002;
5. Бузгалин А.В. Постмодернизм устарел…(закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии, 2004. - №2;
6. ГлазычевВ. Отзывна The Icon Critical Dictionary of Postmodern Thought // www. russ.ru/journal/kniga/98-05-21/glaz.htm
7. ГлазычевВ. Отзывнакнигу The Ikon Critical Dictionary of Postmodern Thought // www. russ.ru/journal
8. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. – Л.,1991;
9. Данилова В.С. Постнеклассический универсализм на основе концепции ноосферогенеза // Философские науки, 2003. - №6;
10. Дубровский Д.И. Простмодернистская мода // Вопросы философии, 2001. - №8;
11. Заключение - споры о постмодернизме // www. chem.msu.su/rus/teaching/sociology/8.html
12. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. // www.lib.ru/CULTURE/ILIN/postmodern.txt
13. Корнев С. Восточный постмодернизм. Логика абсурда и мышление между строк. // www.russ.ru/kritik/98-06-16/kornev.htm#1
14. Культурология. Учебник для технических вузов. - Ростов-на-Дону,2001// www.countries.ru/library/twenty/postmodernism.htm
15. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии, 2002. - №9;
16. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия. // Вопросы философии, 2001. - №8;
17. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии, 2001. - №4;
18. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: Алетейя,1998;
19. Микешина Л.А. Философия познания. - М.,2002;
20. Микешина Л.А. Философия познания: диалог синтеза и подходов // Вопросы философии, 2001. - №4;
21. Могильницкий Б.Г. и др. Возрождение нарратива // Новая и Новейшая история, 1987. - №3;
22. Постмодернизм. Энциклопедия. /Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко // http://infolio.asf.ru
23. Самохвалова В.И. Вячеслав Иванов и русский постмодернизм // Вопросы философии, 2001. - №8;
24. Соболева М.Е. Возможна ли метафизика в эпоху постмодерна? К концепции трансцендентального прагматизма Карла-Отто Апеля // Вопросы философии, 2002. - №7;
25. Современный философский словарь. – М.,2004;
26. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. // Вопросы философии, 2003. - №8;
27. Уваров М.С. Русский коммунизм как постмодернизм. // http:// anthropology.ru/ru/texts/uvarov/global.html
28. Философское миропонимание. – Вологда, 2000. – 152с.;
29. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб,1997;
30. Хоркхаймер М., Адорно Т.В.Диалектика Просвещения: философские фрагменты. - М. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.;