Эти «свобода и гибкость», разумеется, носили конкретно-исторический характер. Уже в эпоху Возрождения и в Новое время схоластика стала предметом критики ведущих мыслителей, а начиная с ХІХ века обозначающий ее термин стал синонимом ретроградства, практической бесполезности и невыносимого педантизма.
Г. Берман описывает типичную для схоластической юриспруденции технику следующим образом. Ставился вопрос по противоречивым местам авторитетного текста, затем следовал propositio, то есть цитировались авторитеты и основания в пользу одного из мнений, затем – opositio, то есть приводились, авторитеты и основания в пользу противоположного мнения, после чего следовало заключение, в котором показывалось, что либо приведенные в opositio основания неверны, либо следует изменить или отбросить propositio в сете opositio. Часто метод постановки «спорных вопросов» был еще сложнее.
Как известно, средневековыми схоластами в связи с обсуждением чисто теологических сюжетов была поставлена проблема о природе имен. Для юристов ее разрешение имело тот смысл, что установился онтологический статус универсальных правовых принципов. Для средневековых сторонников Платона было естественным считать, что универсалии каким-то непостижимым образом реально существуют. Если это так, то реальностью должны обладать и универсальные правовые принципы. На такой точке зрения стояли отцы церкви и авторитетные теоретики естественного права Августин и Фома Аквинский, указывая на Дух Божий как вместилище этих принципов и на священные тексты как на их трансляторы.
Первая систематическая критика «реализма» была предпринята в ХІ - ХІІ вв. Абеляром.
Как указывает Г. Берман, номинализм сигнала важную роль в систематизации права, тогда как реализм оказался глубоко чужд усилиям средневековых юристов в области классификации, разделения, различения, толкования, обобщения, синтеза, гармонизации массы решений, обычаев, канонов, постановлений, указов, законов и прочих юридических материалов, составляющих действительный правовой порядок того времени.
На более высоком теоретико-методологическом уровне именно правовой номинализм Средних веков стал отправным пунктом для современных представлений об онтологии права как преимущественно языковой конструкции прав, обязанностей и правовых качеств. К этим важным положениям мы еще вернемся в дальнейшем анализе современной юрислингвистики.
В заключение нашего обзора средневекового периода еще раз обратимся к характеристике схоластического метода, денной Г. Берманом. «Галилей, Кеплер, Декарт, Лейбниц, Ньютон и другие передовые умы так называемого классического периода науки Нового времени, расходясь во многом, были едины в своей неприязни к «средневековой схоластике».
Изощренная средневековая логическая мысль с ее увлечением проблемами значении универсальных терминов, возможности и необходимости, категориального анализа и синтеза обнаружила свою актуальность только в наши дни вместе с усилением интереса к лингвистической реальности человеческого взаимодействия и компьютерным моделированием процессов мышления и коммуникации. Наконец, выработанная схоластической методикой привычка к обоснованием привела к специфической технологии практического закрепления знаний через дискуссии, строгую дисциплину мышления и культуру дискуссии.
Каждый правитель, каждый крупный город были заинтересованы в открытии своего университета с юридическим факультетом, который часто являлся самым крупным по числу преподавателей и студентов.
Связь этих факультетов с общественно-политической жизнью рано потребовала отказа от средневекового стандарта обучения двум системам права в пользу разработки национальных правовых систем, основанных на обычаях. Римское право, при всей своей изощренности, в качестве академической дисциплины никак не обеспечивало подготовку к решению задач, обусловленных потребностями большинства новых европейских государств, в лучшем случае сообщая общие направления и технику юридического рассуждения и принятия решений. Уже в 1215г. процесс становления национальных правовых систем привел к упразднению курса римского права в Парижском университете, где его чтение было возобновлено только после распоряжения Кольбера в 1679 г.
Тенденции к «национализации» права примерно к 1400 году привела к проявлению уникальной формы высшего юридического образования за пределами даже таких прославленных университетов как Оксфорд и Кембридж. Поскольку общее право, помимо знания общих принципов и законов, требует досконального изучения огромной практики ранее принятых решений, судебный процесс очень сложен и громоздок, профессиональная подготовка к участию в нем предполагают долгие годы учебы скорее не у университетского профессора, а у юриста-практика.
После наступления Реформации, когда в Оксфорде и Кембридже перестали преподавать каноническое право, овладение профессий юриста вообще перешло к InnsofCourt, а также к десятку подобных им менее значительных судебных школ.
Возрождение и начало времени: Ф. Бэкон
В рамках нашего исследования мы не ставим своей целью рассмотреть все детали исключительно сложного и противоречивого влияния общего интеллектуального настроя эпохи Возрождения на правовую мысль. Поэтому ограничимся анализом только одного, но зато исключительно показательного и важного теоретического вклада Френсиса Бэкона, который в концентрированной форме выразил и дух Возрождения, и идейную программу Нового времени.
В этой программе был вполне определено оставлен вопрос о языке права и шире – о языке науки.
Для характеристике взглядов Бэкона на роль языка в научном познании вообще и в области юриспруденции в частности прежде всего следует обратится к книге пятой его трактата «О достоинстве и приумножении наук», посвященной вопросам логики и методологии.
Среди разделов логики Бэкона указывает на непосредственно относящееся к юриспруденции учение о доказательстве и опровержении.
Поскольку «мудрое применение законов остается … главнейшей прерогативой» судей, а применение законов невозможно без их толкования, само толкования законов судьями должно направляться главной политико-правовой целью правосудия, которую Бэкон формулирует следующим образом: «судьям надлежит прежде всего помнить заключительные слова римских ХІІ Таблиц: «Salus populi suprema lex” – и знать, что законы, если они не служат этой цели, суть лишь вздорные прорицания».
Не технологическом же уровне Бэкон рекомендует следующее:
«Обязанности судьи при слушании дела могу быть сведены к четырем: направлять показания; умерять многословие, повторения и неуместные речи; отобрать и свести воедино наиболее существенное из сказанного, вынести решенья или приговор. Все, что сверх этого, излишне и проистекает из тщеславия и словоохотливости или от нетерпения, или от беспамятности, или от неумения сосредоточить свое внимание».
Только имея в виду практическую нацеленность семиотики Бэкона и принимая во внимания политико-юридический контекст его размышлений, мы можем правильно оценить предваряющие указание на этот контекст логико-герменевтические положения и рекомендации.
О расхождениях с Аристотелем Бэкон вполне определено говорит, лишь приступая к изложению принципов герменевтики как философской теории истолкования: «Далее следуют опровержения толкований – «герменеи».Бэкон поясняет причину расхождения тем, что у Аристотеля герменевтика используются главным образом для истолкования категорий так называемой «метафизики». Это понятия типа больше, меньше, много, мало, раньше, позже, идентичное, различное, возможное, действительное, обладание, лишенье, целое, части, действующее, испытывающее действие, движение, покой, сущее, не сущее и т. п. Бэкон справедливо замечает, что эти понятия можно эксплицировать и с точки зрения физики, и с точки зрения логики. Аристотель использовал оба способа, но четко не разграничил их.
Исследование софистических языковых спекуляций наводит Бэкона на более фундаментальный социально-гносеологический пласт человеческих заблуждений – «призраков» или «идолов». Первый вид Бэкон назвал «идолами рода», второй – «идолами пещеры» и третий – «идолами площади». Он указывает и на четвертую группу – «идолов театра», - результат воздействияневерныхфилософских учений илинаучныхтеорий, а такжеложных способов доказательства.
Сегодня ясно, что «идолы» в содержательном плане не однородны. Идолы рода – это заблуждения, вызванные психологией восприятия: человеческий разум по своей природе скорее воспринимает положительное и действенное, чем отрицательное и недейственное, хотя по существу он должен был бы равной мере воспринимать и то и другое. Примерами таких «идолов» являются надежды на оракулов, вера в астрологические предсказания, вещие сны, предзнаменования и т. н.
Следующий разряд идолов – идолы пещеры, - возникает из собственной духовной природы каждого человека, его образа жизни и даже всех случайностей, которые могут происходить с отдельным человеком.
Но наиболее вредными Бэкон считает «идолов площади», возникающих вследствие неопределенного молчаливого договора между людьми об установлениях значения слов и имен. Поскольку сами слова в большинстве случаев формируются на уровне понимания простого народа, они устанавливают только такие различия между вещами, которые в состоянии понять простой народ. Бэкон замечает, что хотя мы и считаем себя повелителями наших слов, изобретаем научную терминологию и даем определения, которые способны исправить неверно понятое значение слов, «однако все это оказывается недостаточным для того, чтобы помешать обманчивому и чуть ли не колдовскому характеру слова, способного всячески сбивать мысль с правильного пути… поэтому упомянутая я болезнь нуждается в каком-то более серьезном и еще не применявшемся лекарстве».