Смекни!
smekni.com

История политических и правовых учений (стр. 8 из 11)

8. Каковы источники мусульманского права? Основное отличие мусульманского религиозного права от европейского?

ОТВЕТ: Учение пророка изложено в Коране, что значит чтение, декламация. Это собрание проповедей Мухаммеда мекканского и мединского периодов, всего 114 глав или сур. Изложение идет от первого лица, но Мухаммед настаивает, что это не его мысли, а божественное откровение, ниспосланное ему через святого духа (Коран, 16,91) или через архангела Гавриила (2,92). Уже в середине VII в. была принята единая редакция Корана.

Второй источник мусульманского вероучения - Сунна. Это собрание текстов (хадисов), содержащих приписываемые Мухаммеду изречения.

Ислам - последовательная монотеистическая религия. Принцип единобожия противопоставляется не только политеизму арабских племен, но и колебаниям в этом вопросе, свойственным, по мнению Мухаммеда, следовавшего в данном случае традициям иудейской критики Нового завета, христианству; В Коране не раз повторяются, призывы не придавать Господу Богу никого в сотоварищи, что явно направлено против христианских догматов "троицы", "боговоплощения" и "воскресения". Ислам многое воспринял от иудейства и христианства. Коран называет пять пророков, среди них три ветхозаветных: Ной, которого Бог спас от потопа, Авраам - первый человек, уверовавший в единого Бога, Моисей, которому были даны законы; один христианский - Иисус и, наконец, пятый, закрывающий список пророков, - Мухаммед.

Хотя сторонники многобожия должны быть истреблены или обращены в исламскую веру, хотя понятие священной войны - неотъемлемая часть учения пророка, представления об Исламе как особо воинственной религии, распространенные среди немусульман, преувеличены. Исследователи, занимавшиеся сравнительным изучением религий, приходят к выводу, что в исламе, как и в христианстве, иудаизме, буддизме, противоречиво сочетаются идеи насилия и ненасилия, мира, любви к ближнему. И воинственная, и пацифистская позиции могут быть оправданы исламом так же, как и любой другой верой. Здесь нет принципиальных противоречий между исламом и христианством.

Но принцип активного вмешательства в земные дела теоретически отличает ислам от христианства. С момента хиджры (бегства в Ясриб) Мухаммед - не только религиозный пророк; но и политический лидер. Ислам не замыкается в сфере преобразования духовной природы человека для обеспечения загробной жизни, он ориентирован на воплощение предначертаний пророка здесь и сейчас. Это не царство не от мира сего. Принцип "воздай кесарю кесарево, а Богу богово" магометанам чужд. Вера должна быть реализована практически. Современные "братья-мусульмане" - воинствующая исламская партия в арабских странах заявляют, что ислам есть религия и государство. Это соответствует традиции, идущей от Мухаммеда. Он был и религиозным вождем, и главой государственной власти. Разделение на светскую и духовную власти, свойственное христианству, а еще раньше брахманизму и индуизму, исламу чуждо.

9. В каких древнерусских источниках отражены идеи государственности, политические и нравственные идеалы православной политической мысли?

ОТВЕТ: Русская политическая мысль в ХI-ХIV вв. прошла большой путь развития. Характерной ее чертой была практически-политическая направленность, стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения. Характерным было и своеобразное сочетание религиозных идей и светской аргументации в политических сочинениях. Конечно, теология была господствующим мировоззрением; но в принципе средневековая схоластика, свойственная почти всему соответствующему периоду в Западной Европе, не играла ведущей роли.

В развитии русской политической мысли этого времени можно выделить два этапа: ХI-ХIII и ХIV-ХVI вв. На первом этапе преобладало внимание к внешнеполитическим проблемам - идея независимости Русского государства прослеживается, начиная со "Слова о законе и благодати". Органически связанной с ней была внутриполитическая проблематика - задачи преодоления феодальной раздробленности, идея единства земли Русской. Своеобразным аккумулятором ведущих проблем стало замечательное произведение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", проникнутое, несмотря на поражение Игоря, патриотизмом и историческим оптимизмом, верой в русский народ, в его силу и будущее.

Идеология угнетенных масс развивалась по мере усиления феодальной эксплуатации, боярско-помещичьего гнета. От надежд на избавление властью мудрого князя в "Молении Даниила Заточника", через выражение в новгородско-псковских и московских ересях она получает развитие в программах крестьянских восстаний XVII в. с характерными для них "царистскими иллюзиями".

"Поучение" Владимира Мономаха (наставление своим сыновьям) является не только ценнейшим произведением древнерусской литературы, но и общественным документом большой значимости. Два столпа христианства для Владимира - страх Божий и любовь к ближнему, главным проявлением которой является сострадание.

10. Кто из мыслителей эпохи Возрождения и Реформации разрабатывал теорию общественного договора?

ОТВЕТ: Никколо Макиавелли (1469-1527), Жан Боден (1530-1596)

11. В чем суть теории общественного договора? Кто из мыслителей эпохи Возрождения решительно отделил политику от морали?

ОТВЕТ: Согласно теории общественного договора появлению государства предшествовало «естественное состояние», когда люди имели естественные права. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое – народ. Сторонники этой теории считают государство результатом юридического акта – общественного договора, который являлся порождением разумной воли, человеческим учреждением или даже изобретением.

Никколо Макиавелли (1469-1527) в своих трудах решительно отделил политику от морали.

12. В чем суть основных политико-правовых идей Реформации?

ОТВЕТ: Политико-правовые идеи Реформации разнообразны, но иногда, противоречивы. Это объясняется тем, что в рамках движения за Реформацию в римско-католической церкви с самого начала действовали два крыла: движение имущих слоев оппозиции и движение народных масс, в первую очередь крестьянства.

Крупнейшим идеологом бюргерского крыла Реформации был немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Одним из основных моментов его учения являлся тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается только перед Богом и не нуждается для этого в услугах священников. Перед Богом все равны, клир ничем не отличается от мирян. Этот тезис - практически первая раннебуржуазная версия принципа равноправия.

Крестьянско-плебейский лагерь возглавил Томас Мюнцер (ок.1490-1525), превративший реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви - в Крестьянскую войну в Германии 1524-1526 гг.

Главная идея Мюнцера - о необходимости революционной передачи власти простому народу, основывалась на его убежденности в том, что лишь обездоленный люд лишен эгоистических целей и может стремиться к "общей пользе". Мюнцер порицал лютеровский идеал светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов "гражданское единство" между конфликтующими слоями общества. Мюнцер утверждал, что социальные верхи, узурпировавшие государственную власть, распоряжаются ею не ради поддержания гражданского единства, а для удовлетворения своих корыстных целей. По Мюнцеру, можно законно воспользоваться мечом для того, чтобы сбросить "безбожников с трона правления" и выдвинуть на их место простых людей. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей. Им было отчетливо сформулировано требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самим народом.

Важную роль в развитии политической идеологии Реформации сыграл Жан Кальвин (1509-1564), француз, обосновавшийся в Швейцарии. Согласно Кальвину, Бог заранее определил путь одних людей к спасению и блаженству, а путь других - к гибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут распознать ее: если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним. Отсюда для истинного кальвиниста исходил долг целиком посвящать себя своей профессии, быть бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Кальвин сумел специфическими религиозными средствами дать мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе.

Отличительной чертой кальвинистской доктрины была крайняя религиозная нетерпимость, особенно к крестьянско-плебейским ересям.

13. Кто из мыслителей являлся идеологом бюргерского, а кто крестьянско-плебейского крыла движения Реформации?

ОТВЕТ: Крупнейшим идеологом бюргерского крыла Реформации был немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546) .Крестьянско-плебейский лагерь возглавил Томас Мюнцер (ок.1490-1525).

14. Каким образом идея естественного права трактовалась деятелями Реформации?

ОТВЕТ: Согласно М.Лютеру будучи производным от воли божьей, естественное право, тем не менее, является качественно иным феноменом. Опирающейся на него светской власти естественное право позволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом, вещами. Область веры, внутренний мир человека находится вне юрисдикции государства, вне действия его законов. Светской власти, опирающейся на естественное право, следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Разумно же управляет тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него Богом. Христианский "управитель должен считать себя слугой, а не господином народа".