Смекни!
smekni.com

История философии (стр. 2 из 19)

4. Неоплатонизм позднего эллинизма

Неоп-м наз. направл. в рамках к-го осущ-ся синтез онтологии Пл. и категор. аппар. Ар. Ведущим пред-м явл Плотин, наиболее яркими его пред-ми явл Ямвлих, Порфирий, Прокл. Античный Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ, ориентированных преим. на толкование диалогов Платона и систематизацию его учения. Правда, шк. Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся ещё при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны осн. пон-я сис-мы Н.: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постиж. т-ко в сверхумном экстазе и выразимое только ср-ми отрицат. теологии; далее в порядке нисхождения(эманации) из единого следовали бытие-ум нус с идеями в нём, душа(псюхе), обращ. к уму и к чувств, космосу, вечному в своём временном бытии. Однако в шк. Плотина ещё отсутс. чёткие основы интерпретации платон. диалогов. Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о 3х умах и 3х демиургах, полагая, что это и есть «три царя» 2-го «Письма» Платона, тогда как Плотин под «тремя царями» понимал единое, ум и душу. Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, счит, что демиург для Платона — это не ум, а душа. Уч-м Порфирия был Ямвлих, основатель сирийской школы Н., к к-рой принад. Сопатр Апа-мейский, преемник Ямвлиха в руководстве школой, и Дексипп, автор комм. к «Категориям» Аристотеля. Ямвлих впервые ввёл в Н. теургию. Провед. им реформа комментария оказала реш. влияние на всю послед. традицию Н., в связи с чем говорят о доямвлиховском и послеямвлиховском типах Н. Феодор Азинский . ученик Порфирия и Ямвлиха. Пергамская школа Н. (4 в.), основ. уч-м Ямвлиха Эдесием, продол. линию сирийской школы, уделяя преимуществ, внимание мифологии и теургии. Прокл подвёл итог развитию платонизма в рамках языч. политеизма и дал детально разработанную сводку осн. понятий и методов Н. исход. из утвержд. о едином первоначале, благе и о переходе к мир. разуму (нус). Нус распадается на триаду: ум сам в себе, ум выходит из себя, ум возвращается к себе. Ум в себе также образует триаду: предел, жизнь и саможизнь. У предела своя триада: предел, беспредельность, сущность. Далее расм-ся мировая косм. душа. В ней сод-ся души богов, демонов, небесных тел, животных, полубогов-героев, людей. и из послед. ступени наход-ся чувств. телес. мир.

5. Рационально-схоластическая философия Ср.веков

В рамках раннего сре-я возник. напр-е осн-м к-го явл. Ансельм Кентерберийский. поним. в разл. знач.: 1 вся фил-я ср.вв, как школ-ю описал ее Буркхард. Считая, что форма филос-я сущ. в ср.вв., не им. знач. для новоевропейского ч-ка, т.к. это форма мысли, сущ. в теол. шк. Этот термин употреб. в уничижит смысле. 2 Схоласт.-ф-ма ср. мысли, основ. на рац-ме, т.е. так. ф-ме фил-я, к-я осн. на логич. категориях Ар., след. дан. ф-ма фил-я противопост. мистике, хотя конкр. ф-ф мог сочет. в св. тв-ве ка мистику, так и схоластику. 3 Принято понимать рационалистическую форму теолого-философской модели мышления, к-я противопост. мистике. Истоки С. восходят к позднеантич. ф-ии, прежде всего Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона, энциклопедич. суммирование разнообразной проблематики, соединение мистич. предпосылок с рассудочными выводами). Христ. патристика подходит к С. по мере завершения работы над догматич. основами церк. доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя С. (11—12 вв.) слож. в условиях подъёма феод. цивилизации и папской власти; она стоит под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалияхреализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцеллин), а также промежуточная позиция — концептуализм (Абеляр). В этот период С. нередко выступает как оппозиц. течение; не только доктрины отд. «еретиков», но сам принцип схоластич. рационализма вызывает нападки со стороны поборников чистоты веры (Петра Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.). Зрелая С. (12—13 вв.) развивалась в ср.-век. ун-тах; её общс-европ. центром был Парижский ун-т. Платонизм (переживший смелое натуралистич. истолкование в философии шартрской школы, во многом предвосхитившей тенденции Возрождения) постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации к-го происходит размежевание между «еретич.» аверроизмом, отриц. реальность личной души и учившим о единой безличной интеллек. душе во всех существах, и ортодоксальным направлением С., подчинявшим онтологию Аристотеля христ. представлениям о личном боге, личной душе и сотворённом космосе (Альберт Великий и особенно Фома Аквинский). Поздняя С. (13—14 вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дунс Скот противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквин-ского свой волюнтаризм, отказ от завершённой системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Оппозиц. представители этого периода (Оккам, отчасти Николай Орем) всё энергичнее настаивают на теории двух истин, разрушавшей схоластич. «гармонию» веры и разума. Возрождение оттеснило С. на периферию умств. жизни. С. возникла в условиях, когда церковь выступала в виде наиболее общей санкции существующего феодального строя и религия представала одновременно и как универс. форма не собственно рслиг. содержания. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестеств. знание, даваемое в «откровении», и естественное, отыскиваемое человеч. разумом; норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, норму второго — тексты Платона и особенно Аристотеля, окружённые авторитетными комм. позднеантнч. и араб. философов. Потенциально в этих текстах уже дана «вечная истина»; чтобы актуализировать её, надо вывести из текстов полноту их логпч. следствий при помощи цепи правильно построенных умозаключений. В известном смысле вся С. есть фил-ие в формах интерпретации текста. В этом она противоп. новоевроп. науке с её стремлением открыть истину через анализ опыта, а также мистике с её стремлением «узреть» истину в эстетич. созерцании. Сопоставление взаимоисключающих текстов было введено гонимым Абеляром, но вскоре стало общеприн. формой: противоречия теологич. и филос. предания подлежат систематизации, и д. б. установлена иерархия авторитетов. Специфика схоластич. рационализма не может быть понята вне его связи с традицией юридич. мышления. В С. имеет место юридич. окраска онтологич. категорий и онтол-я юридич. кат-й; бытие мира и ч-ка, соотносимое с бытием бога, описывается как совокупность правовых отношений или их аналогов; сами приёмы выведения частного из общего, заключений по аналогии и т. п. напоминают разработку юридич. казусов. Ориентация на жёстко фиксированные правила мышления помогла С. сохр. преемственность интеллск. навыков, необходимый понятийно-терминологич. аппарат через реставрацию антич. наследия в предельно формализованном виде. Утверждая догматич. сумму представлений, С. не способствовала развитию естеств. наук, однако её структура оказалась благоприятной для таких, напр., областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сфере предвосхищают совр. постановку мн. вопросов, в частности математич. логики. Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со ср.-век. традициями выступили против С., подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив само слово «С.» в бранную кличку бесплодного и бессодержат. умствования, пустой словесной игры.