Смекни!
smekni.com

Каббала как основа для синтеза наук (стр. 1 из 2)

Виталий Ашер

КАББАЛА КАК ОСНОВА ДЛЯ СИНТЕЗА НАУК

Сложность исследования

Каббала до последнего времени была уделом историков, отчасти философов, и тех единичных исследователей, которые пытались изучить предмет методом погружения в среду. Сложность изучения, на наш взгляд, вытекает из специфики развития данной науки и языка изложения.

Попробуем рассмотреть подробнее каждый аспект сложности.

Специфика развития

По утверждению философа и физика Ф. Капры, корни западной науки лежат в мистической философии ранних греков, которая, развиваясь, избрала путь рационализма, в итоге значительно отдалила нас от своих мистических истоков и привела к возникновению мировоззрения, находящегося в остром противоречии с мировоззрением народов Востока.

«Отцом современной науки является Галилей, впервые объединивший математику и эксперимент. Рождению современной науки предшествовало имевшее место в XVII в. признание полного разграничения материи и духа благодаря трудам Рене Декарта, в основе мировоззрения которого лежало фундаментальное разделение природы на две независимые области: область сознания и область материи».

Механистическое разделение мироздания на область сознания и область материи было воспринято и Исааком Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую фундаментом классической науки.

История современной науки показывает, что вышеупомянутое представление о мире доминировало в физике, химии, биологии, медицине, психологии и во всех прочих дисциплинах. Это мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники, но во многом отрицательно воздействовало на нашу цивилизацию. Его применение повлекло за собой систематическое амалчи­вание или искаженное толкование данных во многих областях, не согласующихся с доминирующим научным истеблишментом.

«Современное западное общество возникло как единое целое, и одним из столпов, на которых оно стояло, был новый тип знания, познания и мышления – наука. Можно также сказать, что наука была одной из ипостасей этого общества, так как она "пропитывала" все его поры».

Школа каббалы развивалась независимо и плодотворно вдали от научного истеблишмента. В силу специфики метода погружения в реальность, ее не затронула и не могла затронуть эта тенденция.

Специфика языка каббалистических текстов

Основная сложность проникновения ученых в мир восточных учений – это отсутствие научного языка. «Восточные мистики постоянно настаивают на том факте, что высшая реальность не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия».

Один из самых интересных феноменов каббалы, отличающий ее от других учений и лишний раз доказывающий ее научность, – это то, что она нашла такой язык.

Каббалисты установили, что любой объект нашего мира дает точное название, указывающее на его высший корень, несмотря на то, что сам корень невозможно назвать никакими словами и звуками, поскольку находится выше всякого воображения. Однако благодаря наличию видимых ими ветвей словесное выражение высших корней обрело право на существование.

Но этот язык может понять лишь тот, кто понимает соотношения корней и ветвей. И невозможно постичь связи «корень-ветвь» снизу вверх, т. е., глядя на низшие ветви, совершенно невозможно найти никакой аналогии высшим корням, или с помощью фантазии представить себе их. А наоборот, сначала надо самому постичь высшие корни и только после этого, глядя на ветви, ощущаемые в нашем мире, можно полностью понять все количество и качество соотношений между каждой ветвью и ее корнем в высшем мире.

Теперь нам становится понятно, почему до сегодняшнего дня так мало известно о каббале.

Доступность исследования

Мы знаем, что каждый, кто хочет повторить эксперимент из арсенала современной науки, должен пройти многолетнее обучение под руководством высококвалифицированных специалистов. Обучение это длительно, но доступно. Однако для исследования в каббале до недавнего времени были необходимы «антропологическое погружение» в среду и долгие годы занятий под руководством опытного мастера.

В последний годы классическая научная каббала, благодаря основателю Международной академии каббалы профессору М.С.Лайтману, становится доступной широкому кругу исследователей. Рассмотрим подробнее, в чем заключается метод этой науки.

Неизвестная науке методика познания

В последнее время ученые в исследованиях материального мира обнаруживают, что картина мира не является объективной – она полностью субъективна и целиком определяется свойствами наблюдателя. По известному утверждению Нильса Бора, исследователь изучает не окружающий мир, а лишь свои реакции на него. Если это так, то все естественные науки можно определить как знания, постигаемые человеком посредством данных ему от рождения пяти органов чувств. Область же изучаемого наукой каббала находится над диапазоном восприятия обычных органов чувств. В этом смысле каббала является наукой специфической, т. е. постигают ее, предварительно развив в себе дополнительный «сенсор» или так называемый новый орган чувств. Это происходит, если человек изменит вектор своего эгоизма.

Для того чтобы разобраться с этим понятием, обратимся вначале к словарю:

Эгоизм (от лат. ego – "я") – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его "Я", на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье).

Но в каббале эгоизм лишен отрицательного контекста. Это желание, данное человеку от природы.

В соответствии с этим, естественным называется эгоистическое постижение окружающей действительности, а сверхъестественным – альтруистическое.

При этом следует учитывать, что органы нашего восприятия – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание – не являются эгоистическими. Они лишь датчики, которые воспринимают приходящий сигнал, вне всякой связи с каким бы то ни было желанием. После того как сигнал принят, это воздействие передается в желание, суммируется, обрабатывается, и только тогда эгоистическое желание ощущает и наполняется.

Но в таком случае почему мы называем эти пять органов пятью органами чувств, а не пятью механическими датчиками? Дело в том, что органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания настолько связаны с желанием в человеке, что только оно и приводит их в действие. Если человек не пожелает, то ухо само по себе может и не слышать, глаз может и не видеть. Когда человек хочет спать, он может ничего не видеть и с открытыми глазами. Если какой-то звук меша­ет, эгоизм человека потихоньку отключает это ощущение, и человек перестает его воспринимать. Вследствие того, что эти пять органов приводятся в действие желанием изнутри, мы и называем их пятью органами чувств. Но за этими пятью органами восприятия может стоять не эгоистическое желание, а альтруистическое.

Поэтому приобретение человеком шестого органа чувств означает изменение программы получения внешней информации, программы наполнения своего желания. Желание остается тем же, человек лишь меняет программу – с получения в себя на использование этого желания для отдачи, что в каббале называется «свойством отдачи» или заменой эгоизма на альтруизм. Но на самом деле это означает изменение метода использования нашего желания – и тогда все наши чувства работают по-другому. Человек при этом меняет и свое отношение к нашему миру. Невозможно оставаться в пяти органах чувств, настроенным эгоистически, и вместе с тем дополнительно обрести духовную настройку.

Наблюдения высшей структуры проводились веками и подтверждались тысячами исследователей-каббалистов. Это привело к созданию науки о высшем мире, или науки о проявлении высшей силы относительно нас. Таким образом, все отличие ученых-каббалистов от ученых не каббалистов заключается только в том, что каббалисты исследуют мироздание посредством дополнительного органа ощущения, который, в принципе, может обрести любой желающий.

Эта методика едина для всех, и ее реализация зависит от желания. Каждый человек может приобрести этот дополнительный орган чувств, т. е. начать ощущать высшую силу и взаимодействовать с ней. Более того, каббалисты открывают нам, что только ради этого и создан человек, только к этому и толкают нас все наши обстоятельства, вся наша история, только к этому будут обязаны прийти все.

Рассмотрим особенности научного подхода и методики каббалы.

Основы нового подхода

Под наукой мы подразумеваем исследование окружающего нас мира, результаты которого можно записать, повторить, передать, воспроизвести посредством естественных, данных нам от рождения, пяти органов чувств и приборов, которые только расширяют диапазон чувствительности этих органов чувств. Каббалисты утверждают, что занятия по методике каббалы позволяют приобрести новый, шестой орган чувств, называемый ими «экран» или «душа», который работает по аналогии с нашими данными от природы пятью органами чувств. В них возбуждаются некие сигналы, мы их суммируем, и это дает нам картину мира.

Например, когда барабанная перепонка уха реагирует на определенные частоты, они вызывают в ней колебания, которые она воспринимает. Для расширения диапазона восприятия можно использовать прибор, который, как и радиоприемник, основываясь на том же принципе подобия, будет воспринимать частоты, которые естественным путем ухо не воспринимает. Этот прибор в своем колебательном контуре будет создавать колебания с частотой, аналогичной частоте колебаний снаружи, и преобразовывать их в такие частоты, на которые по принципу подобия сможет реагировать ухо: воспроизводить их внутри себя, понимать, абсорбировать.

По этому же принципу устроен и шестой, дополнительный орган чувств. В нем сигналы возбуждаются в зависимости от его свойств и чувствительности. Мы исследуем их, и это дает нам картину, которую мы называем духовным миром. Так человек входит в ощущения следующего мира. Эти ощущения мы записываем, анализируем, суммируем и сводим в единое целое, называемое наукой каббала. Эти наблюдения, как и наблюдения в естественных науках, проводились веками и подтверждались тысячами исследователей-каббалистов. Для них исследование высшего мира является тем же самым, что для остальных ученых исследование нашего мира. Каббалисты работают с мыслью, с желанием человека как с объектами, точно так же, как в нашем мире работают со своими объектами исследований физики и химики.