Среди таких проблем Карл Ясперс называет, прежде всего, тот факт, что народы превращаются в массы, воля которых становится решающим фактором в современном мире. "Массы возникают там, - считает он, - где люди лишены своего истинного мира, где ими руководят и заменяют одно одним". Масса лишена собственных признаков, она растворяет в себе отдельных людей, которые теряют свою индивидуальность, другими словами, масса - это пустота. Опасность ее и в том, что она - объект убеждения и принуждения, не знает ответственности. Хорошо известны неконтролируемость толпы, бездуховность "публики" (не признательных слушателей, а именно публики, от своевольной воли которой зависит судьба художников); массы объединяют в себе их негативы и прибавляют свои, становясь символом сегодняшней поры .
Ясперс называет возможные пути решения этой проблемы, такие как одухотворение масс через воспитание и образование каждого человека, повышение меры свободы. Но пока эти факторы не срабатывают, происходит катастрофический распад традиционных ценностей, переход от религии к безверию, нигилизму. Вера приходит в упадок, и в этом процессе можно выделить ряд типичных тенденций: мышление, основанное на идеологии, глобальное упрощение (примером являются бесконечные лозунги, псевдонаучные теории), возражения как основа мировоззрения.
Философ считает, что исчерпывающе осветить все причины и предпосылки этого явления невозможно, и потому он лишь констатирует, что сегодняшняя ситуация вместе с глобальным техническим развитием и все возрастающим единством мира отмечается и глубоким духовным и душевным регрессом, опустошенностью как признаком эпохи.
Историческая концепция человеческого существования в его целостности должна включать и будущее, так как отказ от будущего приводит к незавершенности, неправдивости образа прошлого.
Третий раздел второй части книги посвящен именно видению философом будущего. Конечно же, с уверенностью говорить что-то относительно будущего мы не можем, и все же, по мнению Ясперса, знания про современное и минувшее (и понимание тех общих тенденций, которые характеризуют историческое развитие в целом) разрешают делать определенные прогнозы. Цель прогнозирования обращена в современность: ведь прогнозирующее историческое мышление определяет наши действия.
Автор осуществляет небольшой экскурс в историю, приводит несколько разноплановых прогнозов, сделанных начиная с 18-го столетия относительно нашей современности философами и научными работниками. Содержание этих прогнозов - разное; некоторые предусматривают тотальную механизацию общества, господство духовного нигилизма, другие, наоборот, показывают оптимистичные картины будущего на основе научно-технического прогресса, есть ряд прогнозов относительно изменения биологических качеств человека, но более всего внимания уделяет Ясперс тем из них , что предупреждают возможность потери человеком своей сущности, вступление ее в "царство черной злобы, которая не знает гуманности".
Противостоять угрозам будущего человек может лишь в борьбе с возможностью зла в мире . "Лишь ответственность за современное разрешает нам ощутить ответственность за будущее".
Итак, снова имеет место обращение к современности. На этот раз автор обращает внимание на, его взгляд, решающие тенденции, которые могут сделать определенные выводы относительно перспектив человечества. Этими тенденциями являются:
· социализм (как идея справедливой организации масс),
· единство мира (мирное существование, которое может реализоваться в форме мировой империи, или же "мирового порядка"),
· вера (то всеохватывающее начало, которое должно лечь в основу первых двух ).
Социализм - это универсальная тенденция общества, направленная на создание такой организации работы и такого распределения продуктов работы, которые бы обеспечивали свободу всех людей. Ясперс в целом положительно относится к социализму, но делает акцент на том, что его ведущие положения часто подмениваются своей абсолютизацией, и тогда идея постепенного осуществления справедливого будущего в союзе с демократией, на основе умного и ограниченного планирования, распределения благ, заменяется на коммунизм, который предусматривает быстрый прыжок к "счастливому будущему" через установление диктатуры пролетариата и тотального планирования.
Ясперс подчеркивает, что социалистические требования являются умными и рациональными лишь в определенных границах, а на пути принуждения, диктата они ведут к рабству. Он раскрывает глубокие недостатки тотального планирования, приводя аргументы как сугубо экономические (хорошо известные преимущества свободной конкуренции и рынка ), так и духовные (ведь тотальное планирование не ограничивается лишь производственными отношениями). Самая идея тотального планирования непригодна, так как оно должно исходить из тотального знания, которое невозможно. При условии учета опасностей подобной абсолютизации, социализм может иметь место, ведь он сам по себе включает идеи свободы и справедливости.
Единство мира - это глобальная тенденция, элементы которой прослеживаются из осевого времени, когда происходила активная коммуникация между культурами.
Обмен материальными и духовными ценностями сегодня приобретает планетарное значение. Этот процесс, по мнению Ясперса, с необходимостью может привести к дальнейшему объединению человечества в единое сообщество. Стоит вопрос: каким будет это объединение? В конце осевого времени состоялось образование мировых империй, которое отнюдь не оказывало содействие духовному прогрессу. Сегодня существуют два возможных пути: или мировая империя, или так называемый мировой порядок (ее противоположность). Первая возможность достигается методом насилия и ведет к уничтожению свободы. Другая достигается мирным путем, через переговоры, самоограничения тех, кто имеет власть, отказ от локальных суверенитетов ради общего суверенитета. Человечеству уже известный пример такого объединения - Соединенные Штаты Америки, а в будущем подобный процесс может привести к определенной форме мирового федерализма
Конечно, на пути к мировому порядку, в переходный период, существуют весомые опасности: это и нетерпеливость отдельных правителей, и возможность установления диктатуры (Ясперс, будучи знакомый лишь с опытом Германии и Италии, считает, что диктатура не может быть повалена изнутри. Опыт СССР свидетельствует об обратном, хотя, тем не менее, следует согласиться с тем, что установление подобного режима на всей планете имело бы значительно более тяжелые последствия). Существует также и опасность полного уничтожения - в случае мировой войны (в условиях, когда государства - лидеры владеют ядерным, бактериологическим и другим оружием, последствия такой войны страшно предусмотреть, тем более что подобная техника может попасть в руки и менее цивилизованных государств, или даже использоваться сумасшедшим). Учитывая все это, мировой порядок может и не реализоваться, но, по мнению философа, уже сама идея помогает людям видеть смысл жизни.
Завершая раздел, посвященный современному и будущему человечества, философ подытоживает его мысленным взором о том, что человечество идет в будущее, ограждаясь от врагов истины и прислушиваясь к мыслям пророков.
Перед лицом возможного установления мировой тоталитарной империи и соответствующей ей тоталитарной истины отдельному человеку остается лишь надежда сохранить сферу философского мышления, какой бы узкой она не оставалась. Тогда последним приютом человека станет его глубокая внутренняя независимость от государства и от церкви, свобода его души, которая черпает силу в великих традициях прошлого.
Уже из самого названия легко определить круг вопросов, о которые идется в этом разделе: это, прежде всего, роль и значение истории, ее характерные особенности.
Ясперс раскрывает свой тезис о значимости истории. По его словам, она представляет собой основу, связь с которой мы сохраняем, если не хотим исчезнуть бесследно. Лишь в контексте исторического знания возможно прийти к пониманию природы человека. Именно поэтому историческое не является для нас чем-то равнодушным, а выступает моментом нашей жизни.
Такая связь проявляется, в частности, потому, что вместе с историей изменяется и наше историческое мышление. Так, сегодня оно определяется осознанием кризиса (речь об этом кризисе уже шла в предыдущей части книги). Понять, ощутить этот кризис помогает нам знание истории.
Одно должно сохраниться во всех катаклизмах: человек, как таковой, и его самоосмысление в философствовании, которое в поисках своей основы смотрит в будущее, не пророча, но веря.
История - это то, что происходит. Оно пересекает время, уничтожает его и достигает вечного. История - этот всегда процесс, и все должно постоянно изменяться. История не может быть завершенной.
Ясперс выделяет три, на его взгляд, важнейшие свойства истории:
1) история имеет границы, которые отделяют ее от других реальностей: природы и Космоса.
Природа. История существует не сама по себе, а на основе природы. Но природа - неисторичное явление, ее развитие представляет собой лишь простое повторение одного и того же. Объединением этих двух феноменов есть человек. Ведь он есть одновременно и природа, и история. Ясперс убежден, что исторический процесс прервется, если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из жизни .
Космос. Основным фактом нашего существования является наша возможная изоляция в Космосе. Эта изолированность составляет реальную границу истории (вне человеческой жизни на Земле существует лишь пустая в духовном понимании мироздание).