В лице святых отцов, Православие призывает всех людей искать рай не где-либо в земном или космическом пространстве, а в своём сердце (в своей душе), т.е., в преображении своего внутреннего состояния. За основу берутся слова Иисуса "Царство Божие внутри вас", т.е., где святой человек, там и Царство Небесное (рай). Эдем - всего лишь прекрасный сад, где произрастало Дерево жизни, ставшее недоступным прародителям после их грехопадения - чтобы они не вечно мучались в своих грехах, но, спустя определённое время, умерли, и в аду ожидали своего спасения воплотившимся Сыном Божиим. До воскресения Христова души всех умерших людей, даже ветхозаветных праведников, попадали в ад. Но это не значит, что рай перестал существовать в момент грехопадения Адама и Евы, так как сонмы бесчисленных ангелов Божиих продолжали пребывать в райском блаженстве, т.е., с вездесущим Богом. Но даже в Ветхозаветное время два человека - Енох и Илья, - были живыми взяты на Небо (в рай), хотя им ещё предстояло вернуться на землю и, как умереть как обычные люди. Во время преображения на Фаворе, со Христом было два пророка: Моисей, как тогдашний представитель ада и Илья - представитель рая. После сошествия во ад Христа, из преисподней были выведены души всех праведников, живших по совести и уверовавших во Спасителя, и приняты в райские обители. Во время Страшного Суда эти души соединятся с прежними своими умершими и уже истлевшими телами и будут в полноте наслаждаться и утверждаться вечной жизнью в Боге. После наступления новозаветного времени, также 2 человека воцарились в раю вместе со своими воскресшими из мертвых, уже преображёнными земными телами - это Иисус Христос (новый Адам) и пресвятая Богородица (новая Ева)[13]. Бог для каждого человека и для каждого ангела приготовил неповторимые райские обители, многие из которых окажутся пустующими по причине добровольного отпадения от Бога части ангелов (бесов) и части людей (грешников). И это, конечно же, будет печалить и Бога и всех святых людей и ангелов, которые смогут радоваться уже не за всех, и не со всеми иметь радостное общение. Христос сказал, что после всеобщего воскресения люди уже не будут ни жениться, ни выходить замуж, ни размножаться (что в большей степени свойственно материальным телам), но будут как ангелы. Самым высшим наслаждением праведников в раю будет возможность непрестанного богообщения, славословия, молитвы, возрастания в добродетели и пр. Все ангелы и души всех людей призваны реализовать себя как неповторимые невесты Бога, чтобы навечно соединиться в раю с Самым прекрасным Женихом в неизреченной любви. Церковь учит, что не все праведники будут иметь в Раю равные блаженства, но кто - какое заслужил при своей земной жизни: «Иная слава солнцу (Христу), иная слава луне (Божией Матери), иная слава звёздам (ангелам, святым и всем спасённым), звезда от звезды различается в славе (величине и яркости)». «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Кор.2:9). Спасшихся людей и святых ангелов ждёт бесконечное обожение, т. е., богоуподобление, когда тварная человеческая природа, по дару от Бога, наделяется божественными свойствами (богообщением, всеведением, вездесущием, всемогуществом, всеблаженством, справедливостью, вечностью и др.), способностью быть невидимыми, проходить сквозь двери затворенные со своими преображёнными телами, и т. п. Иначе, все люди по благодати Бога должны стать богами (когда змий в Эдеме искушал Еву, он врал ей правдоподобно). По замыслу Бога люди творились Им чтобы «владычествовали они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт.1:26). Кроме того, Христос обещает посадить апостолов на 12 престолов судить 12 колен израилевых.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи (людей)». Иными словами, если сердце человека стало храмом (обителью) Бога, то и внутри, и вокруг этого человека уже возникает рай, который привлекает к себе (точнее, к Богу) множество народа, контактирующего со святым. Только тот встретится с Богом после своей телесной смерти, кто видел Бога (чувствовал Его в своей душе) ещё при жизни земной.
Ца́рство Небе́сное (или Новый Иерусалим) — обитель праведников, воссоединённых с Богом после Конца Света для вечной жизни. В Откровении Иоанна Богослова оно представлено в виде огромного города, спускающегося с неба от Бога, с высокими стенами. "Длина и ширина и выстота его равны" (Откровение 21:16) и составляют 300 км (12 000 стадий). Толщина оболочки — 72 метра (144 локтя). Город имеет 12 ворот, подобных жемчужинам (по 3 с каждой стороны). Внутри города улицы, и истекающая от престола живая вода, которая питает дерево жизни. Вот как описывает его Иоанн Богослов: "Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец."
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что представление о бессмертной душе, которая остается после смерти и, словно через дверь, ведущую в иную жизнь, отправляется в рай или ад, не исходит из Библии. Наоборот, слово Бога учит, что человек сам является душой, что на самом деле его душа - это он сам со всеми своими физическими и умственными качествами (Быт.2:7; Второзаконие 27:25; Притчи 2:10), а также: "Душа согрешающая, та умрет" (Иезекииль 18:4), и нигде не сказано, что человек имеет бессмертную душу, которая останется после смерти тела. Воскрешенный Иисусом Лазарь ничего не говорил о том, что он был в раю или в аду мучений, что сделал бы, если бы там был, - мертвый Лазарь был полностью в бессознательном состоянии и остался бы в таковом до "воскресения, в последний день", не верни его Иисус к жизни.
1. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997.
2. Борос. Жизнь после смерти. – М., 1990; Уотсон Лайэлл. Ошибка Ромео: Размышления о жизни после жизни // Днепровская панорама. – 1991. – 26, 29, 31 окт., 2, 5, 6, 7, 13, 14, 18, 21, 23 ноябр. и др.
3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Искусство, 1989.
4. Дерябин С. Следы сознания // Если. – 1996. - № 12.
5. Легенда о докторе Фаусте (пер. Р.Френкель). – Л.: Наука, 1978. – Гл.12.
Манн Томас. Доктор Фаустус (пер. С.Апта и Н.Ман) // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т.5. – М.: Худ. лит., 1960.
6. Любовь Романчук. Аспекты потусторонности и концепция Спасения // Порог. - 2003. - №10.
7. Мухин Ю. Душа бессмертна // Свое мнение. – 2002. - 20.11, 27.11, 04.12 2002.
8. Сведенборг Эмануэль. О небесах, о мире духов и об аде. - Киев: "Украина", 1993. - №548.
9. Швайдак Ю., Фурдуй Р. Прелесть тайны. – Киев: Лыбидь, 1992.
10. Шелли П.Б. О Дьяволе и дьяволах // Письма. Статьи. Фрагменты. – М.: Наука, 1972.
11. Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. - Т.2,
[1] Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. - Т.2, c.800.
[2] Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Искусство, 1989, c.72-94.
[3] Легенда о докторе Фаусте (пер. Р.Френкель). – Л.: Наука, 1978. – Гл.12, c.47.
[4] Манн Томас. Доктор Фаустус (пер. С.Апта и Н.Ман) // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т.5. – М.: Худ. лит., 1960, c.245.
[5] Шелли П.Б. О Дьяволе и дьяволах // Письма. Статьи. Фрагменты. – М.: Наука, 1972, c.408-409.
[6] Борос. Жизнь после смерти. – М., 1990; Уотсон Лайэлл. Ошибка Ромео: Размышления о жизни после жизни // Днепровская панорама. – 1991. – 26, 29, 31 окт., 2, 5, 6, 7, 13, 14, 18, 21, 23 ноябр. и др.
[7] Дерябин С. Следы сознания // Если. – 1996. - № 12.
[8] В аду, описанном Д. Андреевым в «Розе мира» (сер. ХХ в.) - нерегламентированном, непредсказуе-мом, где царит случайность, а физические муки зачастую заменены духовными, - имеет место один неточный нюанс: он отводит существованию, пусть и все более ограничиваемому по мере опускания в уровни ада, такую же бесконечность, как и в раю. Существование же в аду ограничено и конечно.
[9] Сведенборг Эмануэль. О небесах, о мире духов и об аде. - Киев: "Украина", 1993. - №548.
[10] Мухин Ю. Душа бессмертна // Свое мнение. – 2002. - 20.11, 27.11, 04.12 2002.
[11] Швайдак Ю., Фурдуй Р. Прелесть тайны. – Киев: Лыбидь, 1992, c.157-185.
[12]Любовь Романчук. Аспекты потусторонности и концепция Спасения // Порог. - 2003. - №10. - С.25-31
[13]Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997.