Особенности философского подхода к исследованию общества.
Понятие общества многозначно. В широком смысле общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в их жизнедеятельности.
В узком смысле под обществом понимается определенный этап человеческой истории, исторически определенная целостность или элемент этой целостности (средневековое общество).
Либо, еще более узко, как группа лиц, объединившихся для реализации общих целей и интересов. (общество книголюбов). В данном случае под обществом понимается общность людей, что слишком упрощает взгляд на проблему.
Эволюция взглядов на общество в истории философии.
На протяжении долгого времени, начиная с античных времен, общество отождествлялось с государством.
Политический аспект был выдвинут Платоном: общество - это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Гоббс: естественное состояние людей (зло, война всех против всех ) может быть "спасено" мирным общественным договором, гарантом которого выступает государство.
В Новое время в анализе сущности общества преобладает экономический взгляд . Юм, Смит, Спенсер: общество представляет специфическую систему разделения труда, продуктивной деятельности людей.
У Гегеля: "гражданское общество" устанавливает зависимость всех от всех.
Известен также этический подход в размышлениях об обществе. Общество как совокупность абстрактных индивидов, выражающих человеческое состояние. Шефстбери: этически ориентированная связь людей. Кант: общество представляет собой вынужденное согласие превратить историю в моральное целое.
Широко известна религиозная точка зрения на общество как продукт божьего творения.
Одновременно, дискутируются взгляды на общество как на естественное либо искусственное образование.
2. Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы
Общество как система.
Система представляет собой совокупность явлений, связанных, взаимодействующих, взаимоопределяющих друг друга и, одновременно, являющихся целостным, единым образованием.
В самом широком понимании системы, следует выделить систему мироздания, состоящую из двух элементов (систем): природы и общества. Их неразрывная связь показывает, что общество не может существовать вне и без природы, природа, в свою очередь, находится под воздействием общественного развития.
Исходя из мировоззренческих оснований анализа общества существует ряд моделей общества, в рамках которых различаются структурные элементы. Так, идеалистическая модель общества содержит, в первую очередь, сферу духовного (Бог, абсолютная идея). Идеалы, воля, желания, существующие в верховной сфере трансформируются на низший уровень, в сферу жизнедеятельности. При этом образуются управленческая деятельность, интеллектуальная деятельность и сознательная деятельность людей. Следующим элементом этой модели является производство материальных благ и жизни.
Одним из распространенных представлений является диалектико-материалистическая модель общества. Изначальными и, одновременно, предельно широкими понятиями являются понятия "общественное бытие" и "общественное сознание", которые взаимодействуют друг с другом по принципу: общественное сознание определяется уровнем развития общественного бытия. Структурными элементами общественного бытия выступает целая иерархия социально-экономических понятий, среди которых "способ производства" состоит из взаимосвязанных категорий "производительные силы" и "производственные отношения". Производительные силы включают в себя совокупность людей, наделенных способностью к трудовой деятельности, а также средства производства, состоящие из средств труда и предметов труда. Помимо производительных сил способ производства содержит понятие "производственные отношения", которые представляют собой реальные отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу производства. Среди них выделяются отношения экономические, технологические, управленческие, отношения по поводу обмена и потребления материальных благ, а также отношения по поводу собственности средств производства. Именно последние и являются ключевыми во всяком способе производства. Совокупность всех производственных отношений составляет реальный базис конкретного способа производства. Над ним возвышается, от него зависящая, так называемая надстройка - совокупность идей, взглядов, теорий, представлений в политической, социальной, духовной сферах и обеспечивающих их организаций и учреждений.
Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы
Общество - целостная, саморазвивающаяся система способов взаимодействия и форм объединения людей. Оно может быть представлено как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов.
Основными подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют четыре важнейших социальных сферы:
1) экономическая сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления товаров и материальных благ;
2) политическая сфера распространяется на отношения к власти и по поводу власти между партиями, организациями и государством;
3) социальная сфера складывается из отношений между слоями и социальными группами, общественными организациями и социальными институтами;
4) духовная сфера отхватывает отношения в обществе, связанные с духовными процессами, религией, моралью. искусством.
Все эти подсистемы имеют свои подсистемы и элементы. В экономической, к примеру, выделяют производственные учреждения (предприятия), учреждения сферы услуг, транспорта, подсистему сельского и лесного хозяйства, а также фондовые, товарные биржи, банковскую систему и т.д. В политической сфере - государство, правоохранительная система, законодательные органы, институт прокуратуры, система политических партий и организаций. В реальном историческом процессе они находятся во взаимосвязи и взаимодействующем влиянии друг на друга. Трансформации в политической сфере детерминированы экономическими проблемами, которые, в свою очередь, вызывают изменения в социальной сфере, а зачастую и в духовной. Духовное развитие общества оказывает прямое или опосредованное влияние на экономику, на политику, на общественную жизнь.
3. Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества
Специфика социальных законов.
Под законом обычно понимается существенная связь между явлениями, обладающая всеобщностью, необходимостью, повторяемостью в конкретных условиях данной системы. Социальный закон - вид связи, который определяет характер отношений в деятельности людей и социальных общностей. Исследовать социальные законы значит установить существенные связи, выявить тенденции в развитии общества. Социальные законы разделяются:
- по времени и тотальности действия - на: а) общие (действующие во всех социальных системах)
и б) специфические (действие которых ограничено одной или несколькими сферами общества - экономические законы капитализма).
- по степени общности: а) законы, которые характеризуют развитие социальной сферы в целом,
и б) законы, определяющие развитие отдельных элементов социальной системы.
- по способу проявления: а) статические и динамичные;
б) законы развития и законы функционирования.
Одной из важнейших особенностей проявления социальных законов является их действие как тенденций: выраженность общей направленности действия при наличии отклонений, колебаний, противодействия.
Закономерности и сознательная деятельность людей.
Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деятельности людей.
Социальные действия, протекающие под влиянием социальных законов, называются социальной деятельностью. Социальная деятельность непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деятельность людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные социальные процессы. Естественным в обществе считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с человеческими усилиями и устремлениями.
Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества.
Социальный детерминизм - жесткая предопределенность социальных явлений объективными, вне человека положенными факторами и причинами. Известны различные виды детерминизма: механистический (“лаплассовский”), религиозный (теологический), вульгарно-материалистический.
В противоположность детерминизму индетерминизм отрицает существование всяких социальных взаимосвязей и причинно-следственных действий в общественном развитии.
Фатализм - учение о том, что всякая деятельность, всякий факт жизни человека и общества в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине. Фатализм проповедуют оккультные учения, астрология. Социальный фатализм не признает роли личности в общественном развитии, субъектов социального творчества в социальной практике.
Специфической разновидностью фаталистического принципа выступает ламброзианство: учение о предопределении преступной деятельности личности исходя из его внешних биологических черт.
Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеятельности является воля. Социальный волюнтаризм отрицает действие объективных факторов, а все социальное развитие выводит из феномена воли, мировой и человеческой.