3. Концепция П. Сорокина. Выступает с критикой положений Шпенглера – Тойнби (организм, органика и пр.). Под цивилизацией понимает объединяющее начало нескольких социокультурных систем. Это – интегрированная социальная реальность, основанная на всеобщих общепринятых, конкретных принципах и социальных ценностях.
Поскольку культура складывается из 3-х систем (сенситивная, идеациональная, идеалистическая), она образует суперсистему, части которой должны взаимодействовать друг с другом.
Однако, сенситивная (чувственная) реальность, гедонистические ценности и нормы, материальные, утилитарные ориентации (благосостояние, власть, уют и пр.) подавляют божественные предначертания, символы веры. Истиной становится конечная предметная данность; духовность, сакральность вытесняются из сферы разума. Поэтому средневековая спиритуалистическая культура в Новое время заменяется сенситивной культурой, которая и приняла главенствующие формы в настоящее время. Современная ситуация становится кризисной, поскольку цивилизация (объединение разнородных культурных систем) не выполняет своего предназначения. Рациум был отвергнут и утерян, идеациональные принципы (Бог, святость, заветы), Европа уступает первенство Америке, которая, в свою очередь, отдает его Востоку.
Взаимосвязь культуры и цивилизации.
1) Культура отождествляется с цивилизацией (А. Фон Гумбольдт), эти понятия не разводятся, они – синонимы.
2) Они – стадии друг друга, как стороны медали. Развитие человека предполагает искусственно созданные им черты и сферы цивилизация (интеллект, прагматизм) и гуманитарные качества (культивирование ценностей, творчество, религия, мораль).
3) Изначально человек обладает врожденными чертами ( наследственно). Это – биологический человек с наиболее устойчивыми программами поведения (инстинкты, шаблоны). Совершенствуясь, человек приобретает ряд навыков поведения – общепринятых образцов. Это – культурный человек. Но есть, помимо этого, случаи сложных жизненных ситуаций, в которых человек должен искусство приспосабливаться к динамичным, сложным перепетилиям жизни. Это – цивилизованный человек.
4) Преемственность культур предполагает существование цивилизации как одной из фаз развития культуры. Это закономерный исторический процесс, который основывается на совокупности материальных удобств и технических средств, усовершенствованных социальных технологиях (цивилизованные способы политической борьбы, экономических протестов и т.д.).
5) Различия этих понятий может быть проведено, как независимых сфер жизни, не соприкасающихся в реальности по принципу, где заканчивается культура – там начинается цивилизация, и наоборот.. Если цивилизация уменьшается, увеличивается культура.
6) Культура противоположна цивилизации. (Шпенглер) Господство человека “цивилизаци” свидетельствует о разрушении культурного слоя земли. Это находит свое выражение в мировых войнах.
4. Динамика культуры. Традиции и новации. Диалог культур. Национальное и общечеловеческое в культуре
Динамика культуры.
Традиции и новации
Диалог культур
Национальное и общечеловеческое в культуре.
Тема 18: Философия техники
1) Феномен техники и ее развитие в истории человечества.
2) Техника и научно-технический прогресс. Сущность и проблемы технологического детерминизма.
3) Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы.
1. Феномен техники и ее развитие в истории человечества
Что представляет собой феномен техники и каково ее значение в культуре?
Техника (от греческого слова: мастерство, искусство, учение) – это система искусственных продуктов, созданных путем опредмечивания природных явлений и предметов в ходе интеллектуально-трудовой деятельности человека.К примеру, техника производственная, военная техника, медицинская техника, техника управления и т.д.
Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой.
В ХХ веке развитие цивилизационных процессов приводит к созданию техносферы: области действительности, в которой доминирует применение техники.
Техническая оснащенность общества – одна из важнейших характеристик цивилизации, основанной на широком проникновении технически оснащенных производств во все сферы жизни общества, его культуру.
Техника – составная часть НТП (научно-технического прогресса).
Понимание техники иногда сводится только к узкому названию механических и автоматических предметов труда, т.е. синониму термина “машина”.
Типология техники разнообразна. Выделим наиболее значимые в социально-философском аспекте типы:
а) по сферам применения (строительная техника, бытовая техника, медицинская техника);
б) по участию человека в техническом процессе (ручная техника, механическая техника, полуавтоматическая техника, автоматическая техника);
по предназначению (техника, производящая энергию, техника, создающая технологии, техника, производящая продукты).
Техника – один из основных двигателей социального прогресса. Положительное влияние технического развития на социальные отношения отмечалась с древних времен. Изобретение техники – один из главных факторов формирования самого человека.
Исторически развитие техники и общества взаимосвязаны. По уровню развития техники часто судят о состоянии и перспективах общественного развития, цивилизованности общества.
1) примитивность техники – первобытное общество;
2) ручная техника, механические приспособления – переход к цивилизации, античное общество;
3) машинная техника – технический век, западноевропейская цивилизация;
4) автоматизированная, электронно-компьютерная техника – техногенная цивилизация.
Устойчивым является мнение, что современная цивилизация, истоки которой восходят еще к античности, технически сориентирована и детерминирована. В учении Аристотеля, к примеру, техника противопоставляется природе.
2. Техника и научно-технический прогресс. Сущность и проблемы технологического детерминизма
Технизация современного общества принимает угрожающие масштабы, подчиняет себе не только природу, но и жизнь человека, возвышается над ним, управляет общественной жизнью. Господство техники в обществе от бюрократически-чиновничьего управления до технически оснащенных политико-экономических процессов и технологий в сфере культуры получило название технократизма.
Учение, объясняющее причины и приоритеты развития общества и культуры на основе преобладания и господства технической сферы жизни над духовной, социальных технологий над культурными феноменами, называется технологическим детерминизмом.
Культ техники в результате НТР, при котором машина становится всесильным идолом. Происходит фетишизация технических достижений.
“Теория мегамашины”
Проникновение техники в разнообразные сферы общественной жизни поставило проблемы не только изучения самого феномена техники, но и концептуального обоснования технически совершенных цивилизаций.
Философия техники (“метафизика машины”) как отрасль философского знания зародилась в XIXв. Ее яркими представителями были Э.Капп, П. Энгельмейер. Некоторые мыслители приветствовали и восславляли технический прогресс, другие относились к нему с осторожностью, иные в оценках были пессимистами, антитехнократами.
В русле философских размышлений над будущим технического общества своей оригинальностью выделяется так называемая “теория мегамашины”. Ее автором принято считать английского ученого Мамфорда
Суть теории в следующем.
Машина как созданная из природных элементов искусственная среда выступает связующим звеном между обществом, человеком и природой, космосом (универсумом).
До определенного времени машина - огромный помощник человеку как снятие мускульных усилий в производстве. Но открытие парового, а затем электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания подняли статус машины на автономный уровень.
Мир переориентируется с человека (антропоцентризм) на технику (техноцентризм и технократизм). Машина становится не связующим а координирующим, организующе-управляющим центром культуры и цивилизации.
Техника образует новую сферу, новое переустройство мира, так называемую мегамашину: машина (техника) в центре, человек рядом либо в ней как ее часть, вокруг машины другие машины и агрегаты, а также мощная инфраструктура полностью зависящая от технической вооруженности общества. Это все и составляет своеобразную мощную техническую сферу жизни.
3. Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы
С появлением подобных рассуждений складываются противоречивые взгляды на роль техники в обществе. Самая радикальная их них - концепция “восстания против машин”, смысл которой сводился к стремлению уничтожить все зло в мире, связанное с техническим прогрессом. Видными представителями таких взглядов были христианские религиозные деятели, облачая технические изобретения в “лик сатаны”.
В многочисленных высказываниях русского философа Н. Бердяева отмечается панический страх перед будущим техническим господством. Все чаще в его работах звучит вопрос о том, как обуздать военную технику, преодолеть технологический детерминизм?
С другой стороны, нельзя не видеть экономическую выгоду (эффект) результатов системного и полномасштабного использования технически совершенных производств.
а) повышение рентабельности производства;
б) создание товаров с низкой себестоимостью;
в) гибкость и модернизация производства;
г) интенсификация производства и пр.
Одна из серьезнейших опасностей технической цивилизации – автономизация бытия машины, выход ее за сферу контроля со стороны человека.
Кроме того, широкомасштабное использование техники влечет отрицательные глобальные экологические последствия.
Все это и другое вызывает глубокую озабоченность среди современных философов, ученых, инженеров.
Тема 19: Философская футурология
1) Философское обсуждение проблем будущего. Формы и способы философского предвидения.
2) Сущность и основные проблемы социального прогнозирования
3) Современная глобальная ситуация как образ будущего.
4) Модели будущего и пути преодоления возможных глобальных катастроф.
1. Философское обсуждение проблем будущего. Формы и способы философского предвидения
Философское обсуждение проблем будущего.
Формы и способы философского предвидения.
2. Сущность и основные проблемы социального прогнозирования
3. Современная глобальная ситуация как образ будущего.
4. Модели будущего и пути преодоления возможных глобальных катастроф.