Смекни!
smekni.com

Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс (стр. 2 из 14)

Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация.

Бытие представляется универсумом, всеобщностью бесконечных по многообразию явлений, вещей, процессов, систем. Это некий всеобщий пространственно-временной континуум, сущее как таковое. Оно не представляется таковым без единичных, обособленных и уникальных предметов. Но тогда возникает проблема “размывания” единства мира в его многообразии. Поэтому в философии возникает проблема одновременно с “расчленением” мира, различением много единичного, объединять все существующее в классы, типы, формы по сходству форм и характеристик.

Выделяют три главных сферы бытия:

1) природа (космос),

2) общество,

3) сознание.

По способу существования бытие разделяют на: а) объективное бытие (бытие материального, природного мира) и б) субъективное (бытие духовно-психического состояния субъекта).

Возможно разделение бытия на:

-потенциальное (существующее в возможности),

-актуальное (существующее в действительности),

-диспозициональное (существующее в ценностном отношении).

Но чаще всего бытие разделяют по формам.

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (природное бытие, бытие “второй” природы, созданной человеком);

2) бытие человека (бытие материально-предметное (телесное), бытие индивидуально-духовное, бытие объективированное - духовно-материальные продукты человеческого сознания, переданные в пользование другим людям);

3) социальное бытие (деятельность человека в обществе и истории, социальные процессы и явления, коллективная деятельность ).

Метафизика и диалектика

2) Понятие и сущность материи и реальности. Проблема единства и многообразия мира. Источники и характер его изменения. Движение, пространство и время как характеристики бытия

Понятие и сущность материи и реальности.

Размышление над сущностью материи возникают как попытка ответить на вопрос об наличии общего во всех вещах и свойствах мира, о его сущности, о том едином, что находится в основании его возникновения и существования.

Понятие материи в своем осмыслении прошло несколько этапов развития.

1) Материя понимается как всеобщая вещь, вещество, субстрат. Это определенная неизменная первооснова, чувственно воспринимаемый материал, различные сочетания которого давали все многообразие вещей. В античности складываются учения о материальной первооснове бытия: Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь,, Эмпедокл - земля, вода, огонь и воздух, Демокрит - атомы и т.д. Под материей, таким образом, понимается материал, составляющий все вещи в качестве составных простых элементов, это - порождающее начало.

2) Под материей мыслится свойство, атрибут. Материя имеет физические свойства (протяженность, масса, объем, непроницаемость и т.д.), она является носительницей этих свойств во всех явлениях и предметах Дж. Локк под материей понимает первичные, неизменные, общие (субстанциальные) свойства всех вещей природы. Б. Спиноза к материи сводит весь мир в целом, природу, наделяя ее атрибутивными и модусными свойствами. Французские материалисты XYIII в. (П. Гольбах) рассматривают материю не только как совокупность механических свойств, присущих предметам, но как все то, что воздействует на органы чувств, вызывая ощущения.

3) Материя как отношение между вещами и сознанием, как понятие, отражающее объективно существующую реальность. Материя первична по отношению к сознанию. Она является абстракцией, философской категорией, выражает тем самым глубинную сущность бытия материального мира - существовать независимо от сознания человека.

Наиболее известным представляется определение материи, сформулированное в ХХ в. в марксистско-ленинской философии: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существуя независимо от них”.

Реальность -

Проблема единства и многообразия мира.

Во взглядах на единство мира прослеживается ряд точек зрения.

1) Единство мира в его материальности.

2) Единство мира в его сотворенности и управляемости мировым разумом.

3) Единство мира в его бытии.

4) Единство мира в мышлении о нем.

5) Единство мира в его системной организации.

Общей чертой всех материальных объектов является их системная организация. Системная организация мира есть основание не только для единства мира, но и для понимания его многообразия. Понятие системности бытия характеризует материальные объекты как сложные образования взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, при этом отличающиеся относительной самостоятельностью, обособленностью, отграниченностью друг от друга. Современная наука выделяет три вида существования материального мира:

1. неорганическая природа,

2. органическая природа,

3. социально-организованная природа.

Каждый из них характеризуется спецификой принципов систематизации материальных объектов, законов существования и закономерностей их взаимодействия, определенными пространственно-временными свойствами существования.

Кроме того, ученые выделяют три уровня организации материальной реальности:

1) мегамир, 2) макромир, 3) микромир.

В мегамире объекты имеют предельные величины от 10 в 28 степени см. кв. и больше. Это мир космоса. Иерархия составляющих его элементов по нисходящей такова: 1) Вселенная, 2) системы галактик, 3) галактики, 4) звездные системы, 5) планетарные системы, 6) планеты, 7) звезды, 8) газопылевые облака, 9) протозвездное вещество, 10) галактические ядра, 11) квазары, 12) плазма.

Макромир - привычный соразмеримый мир жизнедеятельности человека от 10 в 24 степени до 10 в -8 степени см. кв. Он состоит из: 1) социума, 2) биосферы, 3) биогеоциноза, 4) биоциноза, 5) популяционно-видового уровня, 6) семейно-стадного, 7) многоклеточных организмов, 8) одноклеточных организмов. Как видим, сюда включены все живые организмы, флора и фауна, начиная от простейших и заканчивая человеком, обществом, а также неорганические тела

Микромир или мир элементарных частиц имеет величину от 10 в -8 степени до 10 в -13 степени см.кв. Сюда относятся: 1) поля (гравитационные, ядерные, электромагнитные), 2) молекулы и атомы, 3) плазма, 4) элементарные системы (элементарные частицы и физический вакуум), 5) субэлементарные частицы, кварки, ядра, 6) элементарные частицы (различающиеся по силе взаимодействия: ароны, лептоны; по заряду: протоны, нейтроны, позитроны и пр.).К микромиру принадлежат составляющие тела элементы органической и неорганической природы. Взаимосвязь их является фундаментальным генетическим основанием для образования тел: в биологии - клетка, в физике - элементарные частицы.

Источники и характер его изменения.

Источники: открытость системы, взаимодействие элементов самоуничтожимость без смены состояний; объективный и противоречивый, направленный и закономерный характер.

Движение, пространство и время как характеристики бытия.

Движение рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств.

Формируется понятие движения в античной философии. Несколько точек зрения:

1) Гераклит воспринимает материю, которая всегда находится в движении. “Все течет, все изменяется”, “В одну реку нельзя войти дважды”. Движение и материя находятся в единстве.

2) Демокрит: движение воспринимается как нечто внешнее по отношению к материи. Движение внутреннюю сущность атома не раскрывает.

3) Кратил: абсолютизируя изменчивость (“В одну реку нельзя войти и единожды”), утверждает невозможность познания сущности движения.

4) Зенон (Элейский): поставил под сомнение само существование движения, выдвинув ряд парадоксов (“апорий”) между видимым и мыслимым движением.

В Новое время складывается механистический взгляд на движение:.

а) оно рассматривается как частное и внешнее по отношению к объектам;

б) понимается в узком смысле как перемещение в пространстве;

в) понятие движения не соотносится с понятием изменения.

В XIX в. в связи с открытиями в области физики (закон сохранения и превращения энергии) возникает ряд научных парадоксов. Теория энергетизма (Оствальд) утверждает: поскольку понятие материи абстрактно, оно в науке несостоятельно. Материя исчезает, а существует чистая энергия, неуничтожимая и без материального носителя. Проблема неизвестных форм энергии актуальна и сейчас: НЛО, гуманоиды и т.д. Теория “тепловой смерти Вселенной” (Р. Клаузис, У. Томпсон) обосновывает, что в процессе превращения энергии она преобразуется в теплоту, которая, распространяясь по всей Вселенной, приведет ее к гибели, т.к. все физические процессы прекратятся, а обратный процесс невозможен. Но во втором законе термодинамики речь идет об энтропии в закрытых системах, Вселенная же - система открытая и безграничная.

Ф. Энгельс в “Диалектике природы” и “Анти-Дюринге” показал, что материя без движения также немыслима, как и движение без материи. Движение есть изменение вообще. Движение как и материя объективно, всеобщее, универсально. Оно характеризуется противоречивостью, одновременно и абсолютное, и относительное, устойчивое и изменчивое, неуничтожимое и несотворимое, многоплановое и многоуровневое.

В XX в. складывается понятие движения как:

1. атрибутивного (неотъемлемого и имманентного) свойства бытия;

2. как всякого изменения вообще (видоизменение, превращение, колебание, взаимопревращение, становление, трансформация);

3. как способа существования материальных предметов и процессов.

Различают виды движения: а) объективное (существующее независимо от восприятия человека), б) перцептуальное (воспринимаемое органами чувств), в) концептуальное (теоретически воспроизводимое и интерпретируемое).