Проблема моделирования искусственного интеллекта.
4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность
Социокультурная основа сознания.
Понятие сознания охватывает как индивидуальное (личное), так и общественное сознание. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности. Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.
Исторически выработанные и апробированные в обществе сознательные образы и нормы становятся порой личностными убеждениями, образцами поведения для индивидов.
С другой стороны, многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, всеобщим достоянием, обретают степень общественной ценности, являются идеалами, программами жизнедеятельности.
Общественное сознание, его уровни и виды.
Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.
По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:
1) обыденное общественное сознание и
2) теоретическое общественное сознание.
Каждый из них имеет свои элементы. Обыденное состоит из житейского (практического знания) и общественной психологии. Теоретический уровень включает в себя: общественную идеологию и научное знание, достигнутое в данном обществе.
Исходя из того, в какой сфере общественное сознание представлено, оно разделяется на формы. Среди основных форм общественного сознания выделяют: а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в) экономическое общественное сознание. Кроме того, широко представлены в обществе любых эпох и периодов такие формы как г) религиозное, д) философское, е) нравственное, ж) эстетическое, з) научное. Свою специфику имеет в обществе и) мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов. Особую роль и актуальность в последние десятилетия обрело м) экологическое общественное сознание.
Возможно рассматривать в качестве одной из форм общественного сознания профессиональное сознания.
Вульгарный материализм – философское учение, рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Например, Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.
Панпсихизм - идеалистическое учение о всеобщей одушевленности природы. К примеру, у Лейбница монадология – учение о душе и психике как единственной и подлинной сущности мира.
Гилозоизм - учение о наделенности праматерии сознанием, отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)
Сознание, поведение, деятельность.
Литература
1. Диалектика познания и сознания. - Иваново, 1982.
2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983;
3. Дубровский Д.И Информация, сознание, мозг. - М., 1980;
4. Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. - М., 1991.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
6. Михайлов Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990;
7. Михайлов Ф.Т.Сознание и самосознание. - М., 1991;
8. Общественное сознание и его формы. - М., 1986;
9. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989;
10. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
Тема 10: Проблема человека в философии
1) Человек как проблема в философском измерении.
2) Образы и сущность человека в философской традиции.
3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.
"Не печалься о том, что люди тебя не знают,
а печалься о том, что ты не знаешь людей".
Конфуций
1. Человек как проблема в философском измерении
1. Что есть человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?
Платон: "Животное о двух ногах и без перьев".
Аристотель: "Общественное (политическое ) животное"
Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих".
2. Образы и сущность человека в философской традиции
В античности чаще всего человек понимался как гармоничная часть природы (космоса), творение Вселенной. Растворенность человека в космосе. Антропоцентризм и космоцентризм.
В христианском мировоззрении средневековья человек - божественное творение, выраженное в двойственности (раздвоенности) духа и тела, греха и веры, возвышенного и низменного, плотского и святого. Фома Аквинский: человек есть нечто среднее между животным и ангелом. Поэтому познать сущность человека ведет его к приобщению к божественной истине и тем самым найти спасение после смерти. Суть человека, его тайна соотнесена с внешним принципом, с божественной сущностью. Теоцентризм.
В гуманистической традиции человек выступает как высшее существо, достойное духовного и физического самовоплощения, обладающее безграничными возможностями и силой преобразования, творчества, самосовершенствования.
В Новое время человек предстает в автономном (от Бога и природы) смысле своего бытия. Человек - это личность, наделенная духовно-ценностными, и в первую очередь, рациональными качествами.
Антропогенез - это длительный исторический процесс эволюции человеческого рода от первых примитивных, полуживотных форм к высоким образцам социально-интеллектуальной деятельности. Антропогенез имеет комплексный характер, квинтэссенцией понимания которого является проблема единства биологического, психического и социального начал в человеке.
Биологическое представлено в человеке в его:
а) морфофизиологических особенностях (прямохождение, развитие речевого аппарата, головного мозга и т.д.);
б) генетических факторах (наследственность, изменчивость и пр.);
в) химико-физических проявлениях:
г) расовых признаках;
д) половозрастных особенностях.
Психическое:
а) нервно-электрические импульсы в коре головного мозга;
б) бессознательные процессы (рефлекторная деятельность):
в) эмоционально-волевые акты (радость, воля, печаль);
г) особенности характера, феномены памяти, внимания.
Социальное:
а) сознание, абстрактное мышление, вторая сигнальная система;
б) общение, коллективная форма жизнедеятельности;
в) трудовая деятельность;
г) духовность, культура;
д) самосознание, самопознание, самосовершенствование;
е) историческая трансляция опыта и традиций.
Все это в целостности и представляет структуру человеческой личности как интегрального, взаимодействующего единства.
Социальные качества человека выражены в сфере его личностного образа, о чем речь пойдет в следующем параграфе.
Многочисленные факторы антропогенеза говорят, что вид человека остается неизменным много тысяч лет (от краманьенца). Поэтому ученые предполагают, что биологическая эволюция практически завершена, либо она происходит слишком медленно и не влияет на сущностные качества человека. В результате биологической эволюции, которая на последних этапах была скорректирована социогенезом человек выступил в двух ипостасях, человек разумный и человек общественный.
Это, тем не менее не умаляет роли антропогенеза и в настоящее время.
Понятие "природа" и "сущность" человека имеют принципиальное отличие. Под природой чаще всего разумеются основополагающие, общие, неизменные свойства, черты, качества, которые выражают его особенности и отличия как живого вида Homo sapiens. Когда мы выделяем все эти признаки, то тем самым мы определяет природу человека.
1. Физиологические (анатомические):
а) прямохождение и прочие отличительные черты;
б) развитые формы высшей психической деятельности;
в) замена приспособительных функций преобразовательными;
2. Социальные:
а) разум;
б) общественный целерациональный труд;
в) религиозные, моральные, эстетические формы.
г) общественная (политико-правовая) организация жизни.
Обнаружение верховного, стержневого, “остовного” принципа существования человека приводит к пониманию его сущности. Каково это ядро?
В философии нет единого мнения. Представим наиболее распространенные из них:
1) Человек - общественное существо, его жизнь , существование возможно при условии общения, коммуникации, обмена программами жизнедеятельности. Именно общественные процессы способствуют выявлению "истинно человеческого" в человеке. Это - его осознанная, целенаправленная, творческая, преобразовательная, разумная деятельность в системе социальных отношений. Человек - это в собственном смысле слова аккумулятор и передатчик социальной информации, представленной в форме социальной деятельности и общественной жизни.
а) Фихте, Фейербах под сущностью человека мыслят некое универсальное социальное начало.
б) Маркс: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду,.. она есть совокупность всех общественных отношений”.
2) Размышление о приоритете биологического ядра над социальным привело к формированию ряда биологизатарских концепций человека:
а) расизм: Стюард Чемберлен утверждал существование превосходства высших рас над низшими по биологическим параметрам..
б) социо-дарвинизм: Э. Геккель предложил объяснять предопределение социальной жизни на основе законов Дарвина (естественный отбор, борьба за существование и пр.).
в) мальтузианство: социальная сфера жизни должна быть отрегулирована биологической целесообразностью вида Homo sapiens.
г) географический детерминизм: человек и общество как часть геосферы попадают под всеобщее действие географических факторов. В. Кузен говорил: "Дайте мне географическую карту страны, и я скажу какой народ в ней живет".
д) фрейдизм: сущность человека и его социальной жизни обусловлена инстинктами.