Индивид распадается на функции. Быть означает быть в деле; там, где ощущалась бы личность – деловитость была бы нарушена. Отдельный человек живет как сознание социального бытия. В пограничном случае он ощущает радость труда без ощущения своей самости, и то, что отдельному человеку казалось бы скучным и невыносимым, в коллективе он спокойно принимает как бы под властью иного импульса. Там, где мерой человека является средняя производительность, индивид, как таковой, безразличен.
Настоящее могло бы быть озарено светом. Однако именно оно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит его в себе. Философы стремятся к осознанию ситуации нашего времени. Однако эта ситуация обладает скрытыми возможностями, которые поддаются определению лишь после осуществления. В своём творчестве К.Ясперс искал ответ на вопрос: как и каким образом предотвратить опасность «механизации» и «омасовления», т.к. эти процессы были тревожными симптомами превращения планеты в машину бездуховного производства. Он анализировал метафизические корни этих процессов и видел их в изменении отношений к бытию и времени. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны, по мнению Ясперса, обновить свою связь с осевым временем, и возвратиться к его «изначальности», подыскивая для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые «шифры».
Взгляды К. Ясперса направлены против абстрактных конструкций всемирной истории, выдвигавшихся классиками немецкой философии. Эти теории оцениваются им как несостоятельные прогрессистские теории, основным недостатком которых явилось полное пренебрежение бытием человека. Именно этим теориям К. Ясперс противопоставляет учение об экзистенциальном существовании человека. События, по мнению К.Ясперса, задают «историческую уникальность определенной человеческой судьбы». События формируют «болевые точки» отдельно взятой личности, «её радости и надежды, её горе и её вину». Это всё и есть содержание того, что Ясперс связывает со словом «время», «эпоха»; мир есть для Ясперса «фактическая действительность во времени». В своем существовании индивид неизбежно занимает предназначенное ему место.
В технический век повсеместно возникает духовный и душевный регресс, который в наши дни стал общеевропейским явлением. И если мы теперь вновь вступили в период радикального изменения человеческого бытия, то это не повторение осевого времени, а нечто в корне иное. Лишь в наши дни существует реальное единство человечества, которое заключается в том, что нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. В этой ситуации технический переворот, созданный европейской наукой и открытиями европейцев, является лишь материальной основой и поводом духовной катастрофы. Если же совершится ожидаемое преобразование, тогда «китайцы не будут китайцами»*и европейцы не будут европейцами. Придут новые китайцы, новые европейцы, образ которых скрыт от нас.
По своим внешним чертам: наш технический век универсален абсолютно, поскольку он носит глобальный характер. Эта универсальность должна привести к совершенно иному, чем когда-либо, решению вопроса о человеческом бытии. В прежние периоды при катастрофе в одной из культур оставалась возможность того, что человек будет спасен с помощью других культур, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению. Вне современного мира нет больше ничего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ось мировой истории позволяет представить картину развития всего человечества. В это действительно осевое время человек «осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения». Формы выражения тревоги, открывающиеся самосознанию, различны в разных регионах мира, но проявляют сходство в их глубинном содержании. Единство становится целью человека. Изучение прошлого соотносится с этой целью. Оно сознательно используется в качестве примера мира в едином мире, устанавливаемого посредством правопорядка для устранения нужды и обретения счастья по возможности для всех. Однако эта цель предполагает лишь создание общей для всех основы существования. Единство условий для всех человеческих возможностей не конечная цель, а только средство. Надо искать единство на более высоком уровне – в целостности мира человеческого бытия и созидания. Стремясь к этому, люди ищут единство предшествующей истории посредством выявления того, что касается всех людей, существенно для всех. Согласно подобным представлениям, единство выражается в следующем: человечество, по-видимому, возникло из единых истоков, выйдя из которых оно развивалось в бесконечной изолированности, а затем стало стремиться к воссоединению. Однако значение этого может открыться только в динамике человеческого общения. Единства можно будет достигнуть лишь тогда, если в основе всего лежит коммуникация человека с человеком. Тем самым происходит полное преобразование истории.
Земной шар стал единым. Все существенные проблемы стали мировыми проблемами, ситуация – ситуацией всего человечества. Все утверждения о совершенной чуждости людей, о невозможности взаимопонимания – не что иное, как выражение разочарованности, усталости, отказ от выполнения настоятельного требования человеческой природы, угасание внутренней готовности.
По широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. История не завершена, в ней заключены бесконечные возможности; любая концепция познанного исторического целого разрушается, новые факты открывают в прошлом незамеченную раньше истину. То, что прежде отпадало как несущественное, обретает первостепенную значимость. Завершение истории кажется невозможным, она движется из одной бесконечности в другую, и бессмысленно прервать ее может лишь внешняя катастрофа.
Наше сознание опирается на бессознательное, оно все время вырастает из бессознательного и возвращается к нему. Однако узнать что-либо о бессознательном мы можем только посредством сознания. В каждом сознательном действии нашей жизни, особенно в каждом творческом акте нашего духа, нам помогает бессознательное, присутствующее в нас. Чистое сознание ни на что не способно. Это составляющее нашу основу бессознательное имеет двоякий смысл: бессознательное – природа, всегда покрытая мраком, и бессознательное – ростки духа, стремящегося быть открытым. «Если человек ищет духовную ситуацию времени, это означает, что он хочет быть человеком».
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература:
Гайденко П.П., «Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса», М., 1991.
Платонова Э., «Конспект лекций по культурологии», М., 2005г.
Большой энциклопедический словарь, М., 2001г.
Мультимедиа:
Коллекция лучших современных программ; «Библиотека в кармане»:
Ясперс К., «Смысл и назначение истории», Ясперс К., «Духовная ситуация времени».
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2004г.
КОММЕНТАРИИ
Стр. 4 Второе название – экзистенциализм – направление в философии возникло в начале 20 века в России, после 1-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.
Стр. 6 «Духовная ситуация времени», глава «Ситуация вообще».
Стр. 7 Шпенглер насчитывает 8 культур, Тойнби – 21 культуру. Шпенглер определяет время существования культуры в тысячу лет, Тойнби считает, что оно не может быть определено точно.
Стр. 19 В 1918 г. де Гроот сказал о китайцах: «Университетская система составляет высшую точку, которой могла достигнуть в своем развитии духовная культура Китая - единственной способной пошатнуть и уничтожить ее силой является трезвая наука. Если настанет время, когда этой наукой там начнут серьезно заниматься, то во всей духовной жизни Китая, без сомнения, произойдет полный переворот; и в результате этого переворота в Китае наступит либо полная анархия, либо возрождение, после чего Китай уже не будет Китаем, китайцы не будут китайцами. Китай не способен своими силами заменить прежнюю систему новой; тем самым крах прежней системы должен бы привести к полному упадку и к анархии, другими словами, к полному осуществлению того, что предрекает священное учение китайцев, согласно которому катастрофа и гибель неизбежны, если человечество потеряет дао... Если роком предопределено, что жестокий процесс гибели должен идти своим ходом и, что дни древней университетской культуры Китая сочтены, то пусть хоть последний ее день не будет днем гибели многочисленного народа, ввергнутого в беду иностранным вмешательством!».