Смекни!
smekni.com

Воздушно-десантные войска (стр. 3 из 8)

Униформа и знаки различия[7]

Довоенная униформа советских ВДВ была полностью аналогична принятой для ВВС РККА (ее унаследовали от первых “авиационных батальонов особого назначения”).

Прыжковое снаряжение состояло из серо-голубого холщового (реже кожаного) шлема с мягкой подкладкой и такого же молескинового или авизентового комбинезона, на ворот которого в мирное время нашивались петлицы со знаками различия (нарукавные шевроны комсостава и комиссарские звезды с ним не носили). Комбинезоны были серо-сизого, серого или защитного цвета и по конструкции практически не отличались от летных. К началу войны комбинезон был заменен на авизентовую куртку и штаны с большими накладными карманами. В зимнее время носили утепленное овчиной обмундирование с большими меховыми воротниками коричневого или темно-синего цвета на застежках “молниях”, иногда перекрывавшихся встречным клапаном. Воротники в поднятом виде стягивались внутренними хлястиками. Существовало довольно много вариантов этого обмундирования, фасон которого зависел от производителя, поэтому стандартным оно не стало.

Во время советско-финляндской войны части ВДВ, принявшие участие в боях на ее конечном этапе, были в соответствии с приобретенным боевым опытом одеты в шапки-ушанки, ватные брюки, телогрейки, полушубки и валенки, поверх которых натягивали белые маскхалаты с капюшонами (в отличие от стрелковых частей, сражавшихся с ноября 1939 года и переносивших 40-градусный мороз в буденовках, на которые нельзя было надеть каску” и сапогах).

С холщовыми шлемами парашютисты носили большие пилотские очки. Кстати, парашютные комбинезоны, шлемы и очки советские десантники носили и на парадах, о чем свидетельствуют многочисленные кадры кинохроники. Многие источники отмечают, что во время войны матерчатые шлемы, как правило, не надевали. Перед прыжком командиры надевали фуражки “по-кавалерийски” (ремешок на подбородок), а красноармейцы просто засовывали пилотки за пазуху У зимних шапок опускались “уши” (так же, как и при ношении буденовки).

Специальные прыжковые ботинки в то время в Красной Армий не применялись; многочисленные фотографии показывают бойцов ВДВ перед выполнением прыжка с парашютом, обутых в обычные “кирзачи” (командиры до войны — в хромовые сапоги), а зимой — даже в валенки, нередко слетавшие с ног при раскрытии парашюта. Командному составу полагались меховые унты. К слову сказать, авиационные комбинезоны, унты с резиновыми галошами и прочие предметы экипировки, унаследованные от ВВС, десантникам подходили не особенно — по высказываниям многих ветеранов отечественных ВДВ, такое обмундирование больше подходило авиационным техникам, чем бойцам-парашютистам.

Под комбинезонами десантники носили повседневную общевойсковую форму одежды с голубым (авиационным) приборным цветом. Голубыми были петлицы для всех категорий военнослужащих (окантовка золотистая — у командиров и черная — для политработников, старшин, сержантов и рядовых). Командирское обмундирование отличалось голубыми кантами: последние шли по воротнику и верхнему краю обшлагов, а также по боковым швам темно-синих комсоставских галифе. Кроме того, командиры носили с этой формой темно-синюю (образца 1938 года) или защитного цвета (образца 1941-го) фуражку с голубыми кантами на тулье и околыше. Вначале к ней прикалывали красную звездочку, а с 1939 года введена особая авиационная кокарда — красная звезда, наложенная на двойную золоченую бухточку в центре вышитого золотой канителью лаврового венка. На тулье появились вышитые золотистые крылья со звездочкой в центре. Фуражка образца 1941 года не отличалась от предыдущей, но ее околыш стал голубым. Другим распространенным головным убором была темно-синяя пилотка с голубыми кантами и такой же суконной звездой, поверх которой крепилась эмалевая красная звездочка.

Главным отличием командиров-десантников от летчиков стало отсутствие на левом рукаве эмблемы (крылатый пропеллер и перекрещенные мечи), которая являлась отличительным знаком пилота. В отличие от нынешних ВДВ, на петлицах крепилась обычная авиационная эмблема: пропеллер и крылышки. Политработники получили эмблему на петлицы только в 1940 году.

Различные знаки квалификации парашютистов поначалу носились на левой стороне груди (иногда и на комбинезонах). Впоследствии, с увеличением числа наград, знак перекочевал направо, где размещался вместе с гвардейским значком ниже орденов. Двубортные командирские шинели — темно-синие с кантами по вороту (петлицы на зимней форме одежды имели ромбическую форму). С ними носили такой же расцветки буденовки с голубой суконной звездой, на которую прикреплялась эмалевая звездочка. Эти предметы обмундирования носили с любой формой одежды (полевое зимнее предусматривало ношение вместо шинелей теплых комбинезонов). Позже синие шинели сменили обычные серые общевойсковые с авиационными знаками различия, а буденовку — командирская ушанка образца 1940 года со звездой.

Обмундирование красноармейцев не отличалось от общевойскового, кроме голубых петлиц и такой же суконной звезды на зимней буденовке защитного цвета.

Во время войны широкое распространение получили различные маскировочные комбинезоны — белые зимние и пятнистые летние, поначалу принятые для войсковой разведки, а также стрелков и саперов штурмовых групп. Впервые камуфляжное обмундирование получили десантники, а впервые его продемонстрировали во время высадки воздушного десанта на общевойсковых учениях 1936 года в Белорусском военном округе.

С переориентировкой ВДВ на выполнение функций отборной пехоты, гвардейцы-десантники получили обычную общевойсковую форму. Специальное десантное обмундирование из частей было изъято и отправлено на склады — до лучших времен, тем не менее многие командиры старались не сдавать его, продолжая носить куртки с меховыми воротниками вместо шинелей и унты вместо валенок. Многие сохранили и авиационные фуражки с кокардой-“крабом” и крылышками.

Воздушно-десантное обмундирование: комбинезоны, шлемы, унты и т. д. — впредь выдавалось только при подготовке к высадке парашютных десантов (например, под Демянском зимой 1943-го или на Днепре). После выполнения ближайших задач десанта и соединения с сухопутными войсками специальное снаряжение и обмундирование изымалось и заменялось общевойсковым.

При выполнении задач по выброске в тыл противника различных диверсионных групп личный состав этих формирований носил самое различное обмундирование, особенно после длительного пребывания за линией фронта: отсутствие регулярного снабжения с “большой земли” и действия в составе партизанских отрядов делали невозможным соблюдение требований уставов.

С введением погон и последовавшим за этим изменением формы одежды десантники вновь получили авиационные знаки различия. Золотые офицерские погоны имели голубые просветы и кант, а выше звездочек размещалась серебристая эмблема ВВС. На полевых погонах защитного цвета просветы были бордового цвета, кант остался голубым. Вся металлическая фурнитура окрашивалась в цвет хаки. В целом же форма одежды ВДВ стала абсолютно идентичной общевойсковой, если не считать цвета приборного сукна.

Рядовой и сержантский состав в тылу носил голубые погоны с черными кантами и лычками из желтой тесьмы — пониже их помещалось изображение авиационной эмблемы, латунное или выкрашенное по трафарету. Полевые погоны, как и у офицеров, были защитными с голубыми кантами, а лычки — кирпично-красные. Шинельные полевые петлицы защитного цвета у всех категорий военнослужащих окантовывались голубым, таким же было поле повседневных шинельных петлиц (золотистый металлический кант у офицеров, черный — у сержантов и красноармейцев).

На выходных офицерских кителях по обрезу ворота-стойки и обшлагам шел голубой кант. Фуражка, сохранившаяся с “петличных” времен: защитная с голубым околышем, кантом на тулье, кокардой ВВС и золотистыми “крылышками”. Синие галифе — также с голубым кантом.

Личный состав переформированных в 1942 году из воздушно-десантных корпусов гвардейских стрелковых дивизий долгое время продолжал носить форму ВДВ (ввиду перебоев со снабжением), но постепенно переоделся в общевойсковое обмундирование.

ОМСБОН [8]

С начала 30-х годов в СССР активно разрабатывались операции на коммуникациях противника, в его глубоком тылу. Основными задачами диверсионных групп, предназначенных для таких рейдов, естественно, были дезорганизация управления и снабжения вражеских войск. Подготовка к действиям диверсионных групп на случай начала боевых действий осуществлялась двумя главными ведомствами — Разведывательным управлением Генерального штаба РККА, с одной стороны, и органами НКВД — НКГБ — с другой.

Приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР от 27 июня 1941 года создан Учебный центр подготовки специальных разведывательно-диверсионных отрядов для действий в тылу противника. В организационном смысле вся работа по координации указанной деятельности возлагалась на 4-е Управление НКВД — НКГБ СССР под руководством комиссара госбезопасности П. А. Судоплатова.

К осени 1941 года в составе центра числились две бригады и несколько отдельных рот: саперно-подрывная, связи и автомобильная. В октябре он переформирован в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН).